Анастасия Зотова
Конспект занятия «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата публикации:
21.12.2022г
Автор:
Зотова Анастасия Николаевна
Описание:
Автор: Зотова Анастасия Николаевна
Содержание материала подчинено лексической теме "Перелетные птицы" (подобран картинный материал, краткая информация о птицах, физминутки по теме, а также дидактические игры)
Публикация «Конспект занятия „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Соловей – маленькая птичка размером с воробья, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей – перелетная птица, зимующая в Восточной Африке. Прилетает во второй половине мая – начале июня. Ведет скрытный образ жизни и редко попадается на глаза, избегая человека. Держась в густых кустарниках, часто спускается на землю. Пение соловьев делает их желанными обитателями городских насаждений.
Аист – крупная птица массой до 4 кг с большим клювом. Окраска оперения белая, лишь часть перьев крыла блестяще-черного цвета. Ноги и клюв красные, а голые участки кожи вокруг глаз и на подбородке черные. Аисты почти немы – могут только щелкать клювом и издавать глухое шипение. Основные места зимовки располагаются на севере Африки и в Индии.
Дрозд – с матово-чёрным оперением, и с ярким оранжево-жёлтым клювом. Дрозд хорошо известен и любим своим отменным пением. Это обычные перелетные птицы, которые в гнездовое время держатся парами, а в остальные сезоны - стаями. Кормятся в основном на земле, добывая из лесной подстилки дождевых червей, многоножек, личинок насекомых и улиток. Основные места зимовки – юг Европы, а также Малая Азия и Предкавказье.
Жаворонок – размером полевой жаворонок немного превосходит воробья, но голова его более аккуратная, как бы точеная, грудь шире, а крылья длиннее. Окраска у жаворонка цвета пожухлой травы и бурой земли. Жаворонки – перелетные птицы, но улетают на зимовку относительно недалеко (на юг Европы) и одними из первых возвращаются весной назад.
Грач – тело 46 см в длину, черное, с синим металлическим блеском. Клюв более тонкий, чем у вороны, и у взрослых птиц с основанием и белой кожей вокруг клюва. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Зимует на юге России, прилетают во второй половине марта. На Руси грачей всегда берегли, считая их первыми вестниками весны. Во время весенней пахоты грачи поедают в огромном количестве проволочника и других вредителей. Обычно обитает на полях, а также в больших городах.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей. Имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Кукушка – перелетная птица, появляется на гнездовании поздно и улетает рано. Зимует в Южной Африке, Аравии, Индии.
Ласточка – маленькая перелетная птичка, ведущая дневной образ жизни. Прилетает около середины мая. Отличается длинным хвостиком с глубоким разрезом в форме вилки, изогнутыми, длинными, острыми крыльями. Окраска сверху – сине-черная с металлическим отблеском, снизу – бледно-бежевая. Места обитания в зимний период – Африка, Австралия.
Трясогузка – питается исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловит в полете. Охотясь за насекомыми, трясогузки быстро бегают по земле, а во время остановок покачивают вверх и вниз своим длинным хвостом. Эту птицу можно увидеть на пашнях, во время весенних работ. Перелетает зимой на юг Азии, в Африку и юго-западную часть Европы.
Конспект открытого интегрированного занятия
для детей среднего дошкольного возраста на тему «Перелетные птицы»
Интегративный блок: формирование целостной картины мира, аппликация.
Задачи:
познакомить детей с перелетными птицами средней полосы России; развивать монологическую и диалогическую речь;
учить образовывать приставочные глаголы;
развивать мелкую моторику;
учить
правильно
составлять изображение из частей;
находить место той или иной части в аппликации, аккуратно наклеивать.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением весенних пейзажей, фотографии перелетных птиц.
Ход занятия
Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами побеседуем о перелетных птицах – птицах, которые улетают от нас осенью в теплые края и весной возвращаются к нам обратно. Сейчас я расскажу вам интересную историю, которая произошла в начале весны. Называется она «Весенняя песня». Послушайте, пожалуйста, внимательно.
Весенняя песня
Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края весна-красна. Собралась она леса в зеленую листву нарядить, на лугах пестрый ковер из трав и цветов раскинуть. Да только никак зима уходить не хочет, понравилось ей у нас гостить.
- Когда ты к себе на север уйдешь? – спрашивает ее весна.
- Подожди, – отвечает зима, – твое время еще не пришло.
Ждала, ждала весна и ждать устала. А тут еще все птицы, звери и насекомые стали просить ее:
- Прогони зиму, заморозила она нас совсем, дай погреться на солнышке, поиграть в зеленой траве.
Вновь весна спрашивает зиму:
- Скоро ты уйдешь?
А зима хитра; вот что придумала.
- Старая стала, – отвечает весне, – все месяцы перепутала, не помню, когда мой срок наступает в дальний путь собираться. Давай так договоримся: как запоет по-весеннему первая перелетная птица, так я и отправлюсь на север.
Согласилась весна и стала с нетерпением ждать птиц, которые прилетают к нам весной.
Первые стаей прилетели грачи. Грач – это птица крупных размеров, с большими сильными лапами и изогнутым книзу клювом; с черным оперением. Грачи прилетели на родину, несмотря на то, что еще холодно, сыро и мало корма. Распустили они крылья, кричат, шумят, зовут весну.
- Слышишь, как грозно грачи кричат? – говорит весна зиме. Но зима и слушать не стала.
- Да разве это пение? – ответила она. У меня снегири и клесты с утра до ночи в лесу кричат. Я это за пение не считаю.
Загрустила весна, но скоро стая скворцов прилетела. Окраска перьев у них черная с фиолетовым отливом, клюв у скворца мощный, а на голове черный хохолок.
Скворцы, узнав про хитрую зиму, взлетели на дерево и запели. Далеко по лесу разнеслась веселая весенняя песня скворцов.
- Слышишь, как радостно поют скворцы? Пора тебе уходить, - говорит весна зиме.
А зима только рукой махнула.
- Послушай, – отвечает она, – когда в метель скрипят старые сосны и ели, еще забавнее получается. Скворцы твои плохо поют. Какая же это песня? Вздохнула весна. Пришлось ей другого певца искать.
А тут, откуда ни возьмись, соловей прилетел. Соловей – маленькая птичка, перья серенькие, клюв несильный, но какой хороший лесной артист.
- Долго мы тебя ждали! – говорит весна соловью. – Надеемся, ты нам поможешь зиму прогнать.
Раздалась весенняя песня соловья, которую было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.
- Ой, как звонко и красиво соловей распелся, - говорят люди в соседней деревне, - значит, скоро тепло настанет.
Полетела весна к зиме.
- Слышишь, как громко поет в лесу соловей? Люди в деревне говорят, что это к теплу он так распелся; значит, пора тебе улетать домой – на север.
- А какое тебе дело до людей? – отвечает зима. Ты заставь всех птиц петь радостно, по-весеннему, тогда я и уйду.
Ничего не ответила ей весна. Загрустила сильно, думает, какого певца найти, чтоб зима не сумела отговориться.
Так ничего и не смогла придумать весна за целый день. Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно взошло солнышко. Оно осветило леса и поля, еще покрытые снегом. Вдруг с ветки одного из деревьев взлетел жаворонок. Жаворонок – серая птичка, немного крупнее воробья. Благодаря серой окраске он умеет затаиваться на земле так, что становится совершенно незаметным. На лапках у него задние пальцы имеют длинные прямые когти, которые дают устойчивость птице.
Жаворонок затрепетал крылышками и стал медленно подниматься все выше и выше. И вот с голубой высоты полилась на землю его радостная звенящая песня.
В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и весеннее пробуждение природы, и еще что-то такое светлое, радостное, что словами и передать нельзя.
Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже глухим местам трущобам.
Заслышав эту весеннюю песню, торопливо вылезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от зимнего холода. Жучки, паучки, букашки выбирались на солнышко, грелись, расправляли крылышки, усики, ножки. Вылез из норки худой и голодный еж; даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери, птицы, насекомые слушали долгожданную песню жаворонка и думали об одном: что сейчас уже не страшен зимний холод, что нечего его бояться, потому что наступают светлые весенние дни.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком.
- Что же, и это не песня? – Спросила весна зиму.
Но зима ничего ей не ответила: она собиралась в дальний путь – на север.
Вопросы педагога
Ребята, вам понравился рассказ? Как он называется?
О каких временах года говорилось в рассказе?
Хотела зима уходить? Какое условие поставила зима весне?
Какие птицы прилетели первыми?
Какие птицы прилетели вторыми?
Какая птица прилетела третьей?
Какая птичка спасла все живое от суровой и долгой зимы?
Физкультминутка «Скворечники»
Распилю пилой дощечки:
Вжик-вжик, вжик-вжик.
(Пилим дощечки).
Сколочу из них скворечник:
Тук-тук, тук-тук.
(Работаем молоточком).
Прилетайте, птицы, в гости
К нам, к нам.
(Обеими руками зовем птиц к себе).
Я скворечники развешу
Тут и там (движение вправо,
Тут и там (движение влево).
Ребята, вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в весенний лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: лес – дом животных и птиц, мы с вами гости леса. В лесу нельзя шуметь, оставлять мусор, ломать ветки деревьев, рвать охапками цветы. И тогда лес встретит нас как гостеприимный хозяин: порадует полевыми цветами, сочными ягодами, радостным щебетанием птиц. Нельзя шуметь возле птичьих гнезд: птица может испугаться, улететь и не вернуться в гнездо, а ее птенчики погибнут с голоду.
Итак, мы с вами решили понаблюдать за птицей и остановились немного подальше от гнезда.
Птица из гнезда вылетела и дальше полетела. Гнездо вокруг облетела и от гнезда отлетела. За дерево залетела, из-за дерева вылетела и вдаль улетела. Потом прилетела и в гнездо залетела.
Речевая игра «Чего не бывает»
Птенцы
высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились
крокодильчики.
Дети сделали
для аистов
скворечники.
Тело птиц покрыто
шерстью.
Животные
строят гнезда.
Скворец живет в
будке.
Речевая игра «Скажи наоборот»
(подбор антонимов)
Зимой холодно, а весной … тепло.
Птицы могут летать высоко и … низко.
Перелетные птицы осенью улетают, а весной … прилетают.
Зима ушла, а весна … пришла.
Зимой дни короткие, весной … длинные.
Птицы поют утром громко, а вечером … тихо.
Зимой солнце тусклое, а весной … яркое.
Зимой погода часто пасмурная, а весной … солнечная.
Ребята, сейчас мы отправимся в наши творческие мастерские, превратимся в маленьких волшебников и сделаем аппликацию «Перелетная птичка».
Давайте подготовим наши руки к работе и проведем пальчиковую гимнастику. Большой палец «здоровается» с каждым поочередно, начиная с мизинца:
Птичка крылышками машет,
Птичка зернышки клюет,
Птичка ветки собирает,
Птичка гнездышко совьет.
Сейчас мы вместе вспомним части тела птицы : голова, клюв, шея, туловище, лапы, крылья.
В конвертах у каждого из вас находятся вырезанные из бумаги части тела птички. Сначала вам нужно будет расположить изображение птицы на бумаге (демонстрация образца).
Итак, отправляемся в творческую мастерскую: сначала – девочки, потом – мальчики.
Открываем конверты, располагаем изображение на бумаге. Открываем клей-карандаш, аккуратно наклеиваем сначала туловище, потом – голову и клюв. Прижимаем изображение салфеткой.
После занятия мы разместим все работы на доске и посмотрим, какая замечательная стая птиц у нас получилась.
Итог
О чем мы с вами беседовали на сегодняшнем занятии?
Что вам запомнилось из нашего занятия?
Молодцы, ребята, вы хорошо занимались.
Список литературы
Веракса
Н. Е. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
Вахрушев А. А. Здравствуй, мир! М. : Баланс, 2006 г.
Лифц
Е. А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. М. : Айрис-Пресс, 2010 г.
Агронович
З. Е. Времена года. М. : Детство-Пресс, 2004 г.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. : Просвещение, 2010 г.
Игры
Игровое упражнение «У кого кто?»
У грача – грачонок - грачата.
У утки – утёнок - утята
У лебедя – лебедёнок - лебедята
У соловья – соловьёнок - соловьята
У журавля – журавленок - журавлята
У дрозда –
дроздёнок
-
дроздята
У чижа –
чижонок
-
чижата
.
У аиста – аистёнок - аистята
У скворца – скворчонок - скворчата.
Игровое упражнение «Кто о ком заботится?»
Аист заботится об аистятах.
Грач заботится о грачатах.
Журавль заботится о журавлятах.
Лебедь заботится о лебедятах.
Чиж заботится о
чижатах
.
Соловей заботится о соловьятах.
Дрозд заботится о
дроздятах
.
Утка заботится об утятах.
Скворец заботится о скворчатах.
Гусь заботится о гусятах.
Игровое упражнение «Чей хвост у кого?»
Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)
Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)
Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)
Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)
Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)
Аистиный
хвост у кого? (
Аистиный
хвост у аиста)
Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)
Игровое упражнение «Кто кем станет?»
Грачонок станет грачом.
Соловьёнок станет соловьём.
Скворчонок станет скворцом.
Лебедёнок станет лебедем.
Утёнок станет уткой.
Аистёнок станет аистом.
Журавлёнок станет журавлём.
Упражнение «Отгадай и присядь»
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др
Упражнение «Скажи одним словом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/ и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят
слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Народные приметы про перелётных птиц.
Галки собираются большими стаями и сильно кричат
на ясную погоду и мороз.
Воркуют горлица
в этот день дождя не будет.
Дрозды перед ненастьем кричат.
Журавли летают низко
на непогоду.
Жаворонки высоко в небе долго поют
на погоду, а если утром они молчат
жди дождя.
Кукушка кукует на сухом дереве
похолодает.
Зяблик отлетает
к похолоданию.
Ласточки летают высоко
на хорошую погоду, а низко
к дождю.
Цапли громко кричат в полете
на хорошую, ясную погоду.
Коршуны кружат в воздухе и пронзительно кричат
перед ненастьем.
Ласточка стучится в окно
будет известие.
После прилета дроздов практически не бывает серьезных заморозков.
Если различные перелетные птицы прилетают практически одновременно, это сулит дружную и короткую весну.
Если возвращающиеся в родные края гуси летят низко – будет мало осадков и, наоборот, если гуси летят высоко – жди дождливое лето.
Почему именно эти приметы считаются наиболее надежными? Потому что поведение птиц основано на том, что они умеют чувствовать будущую погоду, и вести себя соответственно. И человеку, просто понаблюдав за поведением птиц, можно сделать выводы о предстоящей погоде.
Стихи про птиц
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Ласточка
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам «привет» скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Жаворонок
Так беззаботно, на лету
Он щедро сыплет трели,
Взвиваясь круто в высоту
С земли – своей постели.
Среди колосьев он живет.
Его домишко тесен,
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен.
Грач
Черный грач – чернее ночи,
Утомился, как рабочий:
Он за плугом днем ходил,
Клювом червяков ловил.
Аист
Аист свил гнездо на крыше,
И отныне всей семьёй
Клёкот аиста мы слышим
У себя над головой.
По секрету вам признаюсь,
Что увидел я во сне,
Как летит по небу аист
И несёт сестренку мне.
Песенка дрозда
Даже небо устало от стужи,
Обреченно рассыпало снег.
Вдруг со старой раскидистой груши
Черный дрозд мне запел о весне!
И слетались с округи синицы
Под веселую песню дрозда,
Таял снег у меня на ресницах
И блестел, словно капли дождя.
Трель соседям стучала в окошки,
И морозы гнала под кусты,
Ей в ответ замурлыкали кошки,
И коты распушили хвосты.
Красовался оранжевым клювом
Наш веселый пернатый певец,
Только жалобно плакала вьюга,
Что зиме наступает конец!
Кукушка.
Я – важная птица, хотя и мала.
На сотни вопросов ответы дала!
Спросите меня: «Сколько жить на веку?»
А я вам отвечу: «Ку-ку да ку-ку.»
Порой притаюсь я средь яркой листвы,
Да так, что меня не заметите вы.
Лесная гадалка сидит на суку,
И слышится снова: «Ку-ку да ку-ку.»
Загадки про перелётных птиц
Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. /Кукушка/
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. /Ласточка/