Папки-передвижки

Открытое занятие в старшей группе «Перелетные и зимующие птицы»

Наталья Кудрявцева
Открытое занятие в старшей группе «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о птицах, какие птицы являются перелётными; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы. Обобщать представление о птицах : у всех есть клюв, оперение - что отличает их от всех других животных. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц.

Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах

Уточнить представления детей о жизни зимующих и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания.

Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; Развивать высшие психические функции (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура).

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной культуре; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Формировать у детей желание помочь пернатым жителям.

Активизация словаря: безголосые, трель, оперенье.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Материал:

1. звуковая фонограмма «Голоса природы»;

2. картинки с изображением птиц : скворца, грача, ласточки, жаворонка, вороны, снегиря, петуха, гуся, индюка, соловья (возможны другие варианты);

3. игрушка Каркуша;

4. презентация;

5. самодельные кормушки.

Предварительная работа:

1. Развитие речи:

• Составление загадок, описательных рассказов о птицах по картинке с опорой на схему и по памяти.

Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.

2. Художественная литература.

• Чтение стихов, рассказов. Загадывание загадок про времена года, птиц, животных, Чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику;

3. Музыка.

• Прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира».

4. Дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.

Методические приемы: беседа, творческая продуктивная деятельность, классификация, игровая мотивация, загадывание загадок, беседа, показ, физминутка, дидактические игры, чтение стихов.

Содержание

Воспитатель: Ребята, когда сегодня пришла на работу, то увидела в нашей группе на полу следы. Я их перенесла на бумагу. Хотите посмотреть?

Воспитатель вместе с детьми рассматривает следы вороны.

Воспитатель: Кто же это к нам приходил?

воспитатель читает загадку:

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это. (птица).

Вносится игрушка- птица.

Каркуша: А я никуда и не уходила.

Воспитатель: Здравствуй, Каркуша! Добро пожаловать!

Каркуша: Кар-кар! И вы будьте здоровы! Давненько я вас не видала и в лесу совсем заскучала. Помогите мне, пожалуйста. Вышел у нас с Сорокой –белобокой спор, который не можем решить до сих пор. Мы животные, какие, домашние или дикие?

( Ответы детей: Дикие, потому что живут в лесу).

Каркуша: И как мы зовемся друзья, помочь нам можно или нельзя?

Вос-ль: Конечно, можно. Ребята, кто у нас Каркуша, наверное, рыба? (Птица). Наверное, ласточка? (Нет, ворона). Наверное, домашняя? (Нет, дикая птица).

Каркуша: И все-таки я не понимаю: почему я - птица.

Слайд1. Показывают и рассказывают: ты птица, ворона. У тебя, как и у всех птиц есть крылья, ты можешь летать. Этим птицы отличаются от других животных.

Воспитатель: Ребята, давайте хорошо рассмотрим птиц Слайд 2.

Что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А что же разного (Расцветка)

Каркуша: Ребята, а я хочу вам рассказать о своем друге жаворонке. Хотите послушать? Садитесь поудобнее.

Слайд 3. Дети садятся на ковер, звучит фонограмма с пением птиц.

Слышите, жаворонок запел, он одновременно со скворцом на родину прилетает. Поля, пастбища и луга – вот его дом, весело живется ему в нем. С песней он в небо поднимается, с песней на землю опускается. И так целый день, и петь ему совсем не лень. Самец поет, заливается, а самка рядом сидит, восхищается. Так с песней за лето, они воспитывают два выводка малышей. И это прекрасно! Так как они не только славные певцы, но и отличные помощники: множество вредных насекомых поедают, и поля с пшеницей защищают. Про кого это я говорила, что-то название птицы совсем забыла.

Ответ детей: (Про жаворонка).

Воспитатель: Как ты нам здорово, Каркуша, о своем друге рассказала и откуда, интересно знать, все узнала?

Каркуша: А мы у одного дерева собираемся, и все время друг с другом общаемся. Хотите, я вам его покажу? (Да). Ну, тогда за мной летите и ничего не пропустите.

Неподалеку располагается макет дерева, на котором сидят (висят) птицы.

Воспитатель: Посмотрите-ка, сколько здесь птиц собралось и не разобрать – где перелетные, где зимующие.

А рядом-то, сколько птиц собралось! Давайте, их разделим?

- Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

Дети: Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы - домашние.

- Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?

Дети: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.

- Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?

Дети: Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.

-Ворона, синица, воробей, соловей;

Дети: Соловей – перелетная птица.

Каркуша: Спасибо вам, ребята, что рассказали мне об этом. А я вам что-то принесла! (Достает из коробки набор картинок). Сможете ли вы догадаться, ребята, почему все эти предметы лежат в одной коробке? Может, есть у них что-то общее? (Ответы детей). Надо бы навести среди них порядок, да мне все было некогда. Может, вы мне поможете?

Воспитатель: Давайте поможем – разложим картинки в разные конверты.

Дети классифицируют картинки на:

а) предметы, которые могут летать;

б) птицы.

Каркуша недоумевает и просит детей объяснить, почему все эти предметы умеют летать, а дети разложили их в разные конверты?

Дети объясняют, опираясь на свои знания, что не все предметы, находящиеся в коробке, птицы, так как у птиц должны быть обязательно клюв и оперение.

Звучит аудиозапись «птичьи голоса».(ссылка на общем слайде)

Каркуша: Слышите, кар-кар! Как громко зазвучали птичьи голоса. Воспитатель: И, точно. Шумят, поют, хлопочут. Интересно, о чем ребята, как вы думаете?

Правильно, ребята.

Наступила весна, и прилетело много птиц. Они веселы, заняты постройкой своих гнезд. А зимой птиц было мало. Так как многие улетели. А тем, кто остался не до веселья: холодно им, голодно.

Каркуша: Так что же не все птицы живут на одном месте?

Дети: Нет не все. Есть птицы зимующие – это те, кто у нас зимой живут, а есть перелетные – те, которые улетают в теплые края.

Каркуша: Кар-кар! Объясните мне, пожалуйста, почему же не все птицы улетают, если они могут летать?

Дети: Все зависит от места обитания птицы и тем, чем она питается.

Воспитатель: Ребята, расскажите Каркуше все, что вы об этом знаете.

Дети объясняют, что первыми улетают насекомоядные птицы, живущие в лесах. степях, лугах, так как с наступлением холодов насекомые прячутся, и птицам нечего есть. Последними улетают птицы, обитающие вблизи водоемов и питающиеся рыбой или насекомыми, живущими в воде.

Воспитатель говорит, что птицы очень непоседливы, перелетают с места на место и предлагает детям и Каркуше поиграть в игру.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Слайд 4. Игра «Что изменилось»

На экране появляются картинки с изображением птиц. Играющие закрывают глаза. В этот момент меняются местами 1 – 2 картинки. Дети и Каркуша открывают глаза и говорят или исправляют сами изменения. Иногда Каркуша может «ошибаться», и тогда дети исправляют его ошибку.

Каркуша: Кар-кар! Сыграли вы отлично и знаете птиц прилично!

А вот интересно, чем мы питаемся, вы знаете? Может, и меню наше птичье знаете?

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Каркуше, чем питаются птицы?

Слайд 5.

Каркуша: Кар-кар! Ну-ка, ну-ка, чем это мы питаемся?

Воспитатель подводит детей к выводу: зимующие - хлебными крошками, ягодами рябины, калины, семенами подсолнуха, салом; перелетные -насекомыми.

Каркуша: Значит, есть птицы перелетные, которые улетают и зимующие, которые остаются зимовать у нас. А как же им живется зимой?

Ответы детей.

Каркуша: Как мне жалко зимующих птиц! А вам, ребята? Как вы думаете, можно ли им помочь? Как? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а помните, когда стояли холода, мы вывешивали кормушки. Давайте их покажем Каркуше. Рассматриваются самодельные кормушки.

Смотрите, что лежит у меня на столе (ягоды рябины, кусочки сала, шишки).

А знаете, как можно быстро сделать кормушку? (начинить шишки кусочками сала и ягодами рябины).

Каркуша: Молодцы! Кар-кар!

Воспитатель: Каркуша, а ты знаешь, что люди считают птиц друзьями? Ребята объясните, пожалуйста, почему.

( ответы детей: потому, что они поедают насекомых и гусениц, сохраняя деревья, поля и огороды, а также парки и скверы).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с Каркушей? (Да). Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось? (Дети отвечают).

Каркуша: А теперь мне домой пора, рассказать друзьям, какая здесь живет замечательная детвора. А вот вам и занятие на досуге, примите подарок от старой подруги. Каркуша благодарит детей за то, что они помогли узнать ему много нового о птицах и дарит каждому ребенку раскраску «Птицы».

Воспитатель: Спасибо, Каркуша, прилетай к нам еще. Вот нашему занятию наступил конец, а кто хорошо занимался, тот (Молодец). А на прощанье скажем: «До свиданья и спасибо за вниманье!»

Публикации по теме:

Конспект открытой интегрированной НОД в старшей группе на тему «Весенний праздник птиц» «Весенний праздник птиц»Цель: Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах. Интеграция образовательных областей: Познание: уточнить.

Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие в старшей группе «Перелетные и зимующие птицы»
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 20:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие в старшей группе «Перелетные и зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кудрявцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД