Елена Филиппова
Педагогическая технология, ее отличие от педагогической методики
▼ Скачать + Заказать документы
Понятия «педагогическая технология», ее отличие от «педагогической методики»
Инновации пришедшие в педагогику во многом определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Публикация «Педагогическая технология, ее отличие от педагогической методики» размещена в разделах
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей.
Методика это :
- способ достижения определенной цели; совокупность способов целесообразного поведения какой-либо работы;
- отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения, осуществление воспитательной деятельности;
- конкретное воплощение метода в виде частной его реализации при решении конкретной научной или практической задачи.
- Педагогическая методика состоит из совокупности упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по конкретной учебной дисциплине;
Объектом методики учебного предмета является процесс обучения той или иной учебной дисциплине, предметом – связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету. Изучая разные формы этого взаимодействия, методика разрабатывает и предлагает педагогу определенные системы обучающих воздействий. Они находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программе по каждой образовательной области и реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения.
Реформы системы образования поставили перед методикой новые проблемы : изменение ее описательного характера, повышение роли эксперимента, выявление путей формирования самостоятельности и творческой активности учащихся в учебной деятельности, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Важное значение для развития методики имеет изучение педагогического опыта, в котором могут содержаться ответы на актуальные практические задачи, еще не решенные средствами науки. Одна из функций обобщения педагогического опыта – проверка методических концепций и разработанных на их основе учебных материалов – программ, учебного оборудования, методических рекомендаций.
Преимущества педагогической технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, обучение с использованием технологии имеет серьезные преимущества.
Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. Консервативные педагоги не считают проблему целей ведущей, степень их достижения определяется не точно, “на глазок”. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Во-вторых, технология, в которой цель определена точно, позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, (Гербова) ориентированных на педагога и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности детей. Методическая разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность детей. Проектирование же деятельности ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа детей.
Понятие “педагогические технологии” пробивалось в педагогическую науку несколько десятилетий. С внедрением техники в учебный процесс на Западе заговорили о технологии обучения, связывая ее поначалу именно с техническими средствами обучения (ТСО). В России расширили понятие “технология обучения” до термина “педагогические технологии”, понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Другими словами - технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.
Технология не носит предметный характер, она может реализовываться в любой деятельности вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.
В чем разница между дидактикой (она занимается содержанием, способами и средствами образования, деятельностью педагога и обучаемого) и педагогическими технологиями? Коротко можно сказать так: дидактика – это теория образования в целом, а педагогическая технология – это конкретное научно обоснованное, специальным образом организованное взаимодействия для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития. При разработке технологии взаимодействия прогнозируется совершенно конкретная деятельность преподавателя и обучаемого с использованием ТСО или без них.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
С одной стороны, технология – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой – наука о способах воздействия педагога на воспитанников в процессе деятельности с использованием необходимых технических или информационных средств.
Термин “образовательные технологии” – более емкий, чем “технологии обучения”, поскольку он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Педагогическая технология – научное проектирование и воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическую технологию можно рассматривать как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Понятие «педагогическая технология»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
На данный момент существует несколько определений педагогической технологии :
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).