Виолета Карпова
«Педагог инклюзивной школы»
Актуальность:
В настоящее время инклюзивное образование является высоким уровнем для признание детей с ограниченными возможностями здоровья на социализацию, обучение и воспитание. Со стороны государства- рассмотрение ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья определили происходящие изменения в социально-культурной среде.
Цель:
-изучить отношение и мнение педагогов о феномене инклюзивного образования.
Публикация «„Педагог инклюзивной школы“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи:
1. Литературный анализ проблемы инклюзивного образования.
2. Разработка опросников для педагогов московских школ.
3. Разработка опросника для других субъектов образовательного процесса (студенты, работники общеобразовательных организаций, родители).
4. Анализ и сопоставление полученных результатов.
Значимость проекта:
На основе поиска информации, ее анализа, изучение мнений и опыта со стороны специалистов может сложится полная картина состояния инклюзивного образования.
- теоретические методы (с помощью литературы);
- эмпирические методы: изучение опыта работы учителей образовательных организаций, проведение беседы с преподавателями школ;
- методы графического изображения результатов (график и диаграммы, количественный и качественный анализ результатов анкетирования участников образовательного процесса.
Теория и литературный обзор
Совершенствование системы инклюзивного образования предполагает специальную работу по формированию готовности всех участников образовательного процесса. Одним из важных условий инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие положительного отношения к этой форме образования со стороны педагогов, родителей детей с ОВЗ и с нормативным развитием.
У родителей детей с типичным развитием и родителей детей с ОВЗ разные представления о сути и задачах инклюзивного образования. У родителей нормально развивающихся детей отмечена недостаточность знаний об особенностях развития детей с ОВЗ. Результаты проведенного Т. А. Федоровой исследования показали, что отношение педагогов начальной школы к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день неоднозначно.
Внедрение образовательной инклюзии привело к появлению новой профессиональной компетентности педагога – инклюзивной, понимаемой как интегративно-личностное образование, обеспечивающее эффективность реализации инклюзивной практики. Необходимо учитывать, что федеральный закон «Об образовании в РФ» закрепляет инклюзию как характеристику образования на всех его уровнях. Следовательно, инклюзивная компетентность должна стать частью профессиональной компетентности всех педагогов ОО, независимо от того, реализуют они инклюзивную практику в настоящее время или еще не столкнулись с ее необходимостью.
В презентации показаны результаты проделанной работы в форме диаграмм
Выводы:
Проведенные опросы показали, что инклюзивное образование нужно в современном мире, т. к. помогает нормально развивающимся детям становиться более толерантными к детям с особенностями. К тому же в нашем обществе возрастает количество людей с ОВЗ, и большинство опрошенных это подтверждают, более 80% взаимодействовали с такими детьми, а это значит, что есть необходимость раннего включения «особенных» детей в социум. Они такая же часть общества, как и все. А значит им необходимо научиться правильно взаимодействовать с окружающими.
Литература.
1. Авдеева Т. Н. Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию / Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 112–119.
2. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
3. Алёхина С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/32757.php (дата обращения: 15.05.2021).
4. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 33с.
5. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике/ Психологическая наука и образование. 2016. № 1. С. 136-145.
6. Матасов Ю. Т. Инклюзивный проект: пределы разумного воплощения / Дефектология. 2020. № 1. С. 18–24.
7. Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения / Теория и практика образования в современном мире. 2012. №5. С. 77-79.
8. Моргачева Е. Н. Инклюзивное обучение глазами педагогов и родителей/ Вестник рггу. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2013. № 18. С. 226–238.
9. Назарова Н. М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы / Педагогика. 2015. № 9. С. 55–63.
10. Назарова Н. М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия. М. : Перо, 2018. 240 с.
11. Специальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов. М. : Академия, 2013. 384 с.
12. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М. : Просвещение, 2018. 404 с.