Анастасия
Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
ФИО авторов: Газизова Анастасия Андреевна и Сидорова Маргарита Владиславовна
Место работы: МАДОУ д/с №10 «Солнышко», г. Кировград, 2020г.
Как у маленького деревца,
еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит
жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Публикация «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине.
(В. А. Сухомлинский)
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.
Понятие патриотизм многогранно. Это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни : территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Патриотизм напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изумлениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии.
Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке, изобразительном искусстве.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Мы реализовали проект «Флаг России», целью которого являлось формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государственным символам России. Актуальность настоящего проекта определяется необходимостью расширять знания детей об истории флага России, родного края, культуре, традициях и обычаях народов.
Участниками проекта являлись дети средней группы № 5, воспитатели : Газизова А. А. и Сидорова М. В.
Задачи, которые мы поставили перед собой следующие:
• расширять знания детей об истории праздника «День Флага России», о государственной символике (герб, флаг, гимн);
• познакомить детей с различными традициями народов, культурой;
• рассказать детям о людях, прославивших Родину;
• развивать и поддерживать познавательный интерес к истории России;
• способствовать развитию умений детей в различных видах деятельности;
• способствовать развитию связной речи;
• воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
В ходе проекта мы с детьми просматривали мультфильмы по патриотическому воспитанию; проводили беседы «Россия-Родина моя», «Государственная символика»; Прослушивали и заучивали «Гимн России» и «Моя Россия»; Разработали дидактические игры: «Белый, синий, красный» и «Символика России»; Разучили пальчиковую гимнастику «Наш дом» и «Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри»; Проводили подвижные русские народные игры: «Веночек», «Платочек», «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Золотые ворота». Провели сюжетно-ролевую игру: «Защитники». Прочитали стихотворения М. Бебина «Российский Флаг», А. Александров «Российский триколор», С. Зайцева «Флаг родной», Е. Синицына «Берегите Россию», А. В. Жигулина «О, Родина!»; Провели занятия по изобразительной деятельности : Рисование «Российский флаг» и Ручной труд «Мой Флаг России»; Организовали праздник «Флаг России»; Оформили выставку рисунков «День Флага России»; Сделали с детьми видео работу «Белый, синий, красный».
Исходя из проведенной работы сделали вывод: дети приобрели знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; узнали историю Флага России, героев своей Родины; проявляют интерес к событиям жизни страны, научились отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности, следовательно, можно считать, что цель и задачи проекта реализованы.