Галактионова Нурхан Аркадьевна
Консультация «Патриотическое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание в ДОУ»
Галактионова Нурхан Аркадьевна
МАДОУ «Детский сад №287»г. Самара
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. По-степенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Л. С. Лихачев.
Публикация «Консультация „Патриотическое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Патриотизм - это лю-бовь к Родине, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богат-ства. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в позна-нии, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Патриотиче-ское воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования тради-ционной отечественной культуры.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду дол-жен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями и весёлым игра-ми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, род-ной семье начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему народу. Патриотиче-ское чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целена-правленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого ран-него возраста.
Содержание и методы патриотического воспитания должны соответство-вать возрастным особенностям детей. Самый существенный результат патри-отического воспитания в детском саду - это положительный сознательный настрой детей, их общественно-нравственная направленность, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в стране, чувство ра-дости, гордости за наши достижения.
Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый ком-плекс задач:
1. формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
2. формирование у детей чувства любви к своему родному краю, родине;
3. воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России сред-ствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельности и т. д. ;
4. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их тра-дициям;
Принципы работы
Способность ребенка отражать мир в системе на основе его интереса к причинам и сущности происходящих, событий и явлений.
Способность ребенка под руководством взрослых усваивать систему зна-ний на основе понимания естественных, действенно существующих в окру-жающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлени-ями.
Организация образовательного процесса
1. Создание развивающей среды
2. Специально организованная образовательная деятельность
3. Совместная деятельность вне занятий взрослых и детей
4. Самостоятельная деятельность детей (игровая, продуктивная)
Формы и методы работы с детьми по патриотическому направлению в МАДОУ №287
1. Целевые прогулки по улицам города, носящим имена людей, внёсших вклад в развитие и процветание родного города;
2. Экскурсии к памятным местам;
3Экскурсии к достопримечательностям города;
4. Экскурсии в краеведческий музей им. Алабина, посещение выставок;
5. Чтение и рассказывание произведений фольклора разных национально-стей;
6. Слушание музыкальных произведений
7. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, со-держащих необходимые исторические факты и события из окружающей жиз-ни;
8. Проведение тематических праздников и развлечений
9. Подготовка тематических выставок, сотрудников детского сада, младших воспитанников. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации.
Система и последовательность работы по патриотическому воспи-танию дошкольников
В нашем детском саду решение программных задач реализуется через те-матическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, детском саде, родном крае, той мест-ности, где они живут, стране.
Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. По-этому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Целенаправлен-ность, педагогическая работа способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма, патриотизма, формирует активную жизненную позицию. Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду. В работе с родителями используются домашние задания. Работы детей пред-ставлены в выставочных уголках. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно рас-ширяя круг знаний.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, боль-ших и маленьких, есть много общего: везде соблюдаются традиции: повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу.
Благодаря экскурсиям дети имеют возможность получить значительный объём информации, у них формируются способы мыслительной деятельно-сти. В ходе экскурсии педагог и экскурсовод помогают детям увидеть объек-ты, на основе которых раскрывается тема, услышать о них необходимую ин-формацию. Материал экскурсии, мастерство его изложения дают возмож-ность детям анализировать, делать необходимые выводы.
Экскурсии с детьми проводятся как вне учреждения, так и в нём. Наш дет-ский сад осуществляет взаимосвязь с краеведческим музеем. Организуются выезды в музей, где детей старшего дошкольного возраста знакомят с культу-рой и традициями народов. В методическом кабинете имеется методическая литература по нравственно - патриотическому воспитанию, специальная лите-ратура по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, их достопримечательностях, жителях, наиболее распространенных и востребованных профессиях, книги о природе родного края.
В старшей дошкольном возрасте знания о родной стране приобретают бо-лее широкий и глубокий характер.
Методы и приё мы: беседы о пользе труда человека для блага Родины, о хороших людях, о природе; чтение художественных произведений на патрио-тические темы, слушание песен, просмотр видеофильмов, личный пример воспитателей и родителей. Знакомя детей с произведениями искусства, лите-ратуры, педагоги одновременно формирует у них оценочное отношение к окружающей действительности
В помощь педагогам ДОУ для работы по патриотическому воспитанию в методическом кабинете имеется:
подборка народных игрушек для демонстрации, альбомы с образцами народного художественного творчества, материалы о быте и жизни многона-ционального народа России. В групповых музыкальных уголках так же пред-ставлены музыкальные инструменты. В двигательной деятельности детей ши-роко используются народные считалки, загадки. Физкультурные досуги, праздники, культурно-досуговая деятельность проводятся с учетом кален-дарно-тематического плана. В дошкольных группах имеются патриотические уголки, наполняемость и содержание которых соответствуют программным задачам по возрастам. В этих зонах дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного края.
В театрально-речевых зонах представлены различные виды театров, где ре-бёнку предоставляется свобода выбора и возможность драматизации произ-ведений устного народного творчества.
В зонах детского творчества ДОУ имеются образцы народных игрушек, альбомы - раскраски с образцами народных узоров, альбомы по искусству, образцы русских народных узоров.
Важным составляющим моментом работы по патриотическому воспитанию является приобщение детей к народным традициям. Дети старшего дошколь-ного возраста с большим интересом слушают песни, с удовольствием испол-няют танцы народов России, поют песни. Слушание таких песен, когда оно сочетается с усвоением в образовательной деятельности определённых пред-ставлений, очень важно.
Патриотизм - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.