МААМ-картинки

Патриотическое воспитание с использованием проектной деятельности. Опыт работы

Светлана Жукова
Патриотическое воспитание с использованием проектной деятельности. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

«Патриотическое воспитание с использованием проектной деятельности» из опыта работы

Род, родитель, народ, Родина – не случайно эти слова однокоренные. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувство Родины, родства, сопричастности к миру других людей. Очевидна взаимосвязь отдельной семьи и общества, в котором она существует.

Как с малого родника берет начало большая величавая река, так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к родной станице. Каждому человеку дорога своя малая Родина. Изучение истории родного края, приобщение к его культурному наследию создает условия для укоренения в сознании молодого поколения понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, семья, народ, его история, духовная культура. Эта работа не может начинаться и заканчиваться в какой-то определённый период времени. Патриотическое воспитание продолжается на протяжении всей жизни человека и имеет огромное значение в становлении личности. Моя роль - как воспитателя - начать эту работу с маленьким ребенком. Наблюдая за детьми и родителями, я выяснила, что знаний о родном крае у них недостаточно. Многие родители считают, что если они с ребенком погуляли по станице, прочли произведение художественной литературы, пришли к Вечному огню, сходили на парад Победы, в музей, то они выполнили задачи патриотического воспитания. Многие дети имеют примитивные представления о прошлом края и России, о многонациональности края, традициях и обычаях народа. Это и побудило меня к проведению углубленной работы по этой теме и направлению моей педагогической деятельности - «Гражданско- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к истокам казачьей народной культуры». У меня возникла потребность разработать единую систему работы, которая бы способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников к знаниям о родном крае. Определила цель своей воспитательно - образовательной работы: формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к культуре казачьего народа. Исходя из этой цели, обозначила следующие задачи:

создать предметно-развивающую среду, направленную на более целостное восприятие детьми образа жизни и предметов быта казачьего народа;

расширить представление детей о народных традициях, обрядах, праздниках, обычаях;

способствовать формированию у детей интереса к своей родословной, семейным традициям и праздникам;

знакомить с историей, культурой, бытом родного края, станицы;

развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Изучила методическое обеспечение по данной проблеме и за основу в своей работе взяла: программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, методики О. В. Дыбиной «Ребенок и окружающий мир», Р. М. Литвиновой «Казаки на Ставрополье», «Региональная культура», В. В. Гербовой «Приобщение детей к художественной литературе», Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко «Патриотическое воспитание в детском саду», В. Н. Косарева «Народная культура и традиции. Упор сделала на построение предметно – развивающей среды для детей с учетом требований ФГОС ДО. Дополнила уголки: изодеятельности, сюжетно-ролевых игр, театральный уголок, уголок музыкальных инструментов, народных подвижных игр, уголок «Любимой книги», «Ряженье» предметами национальной культуры. Оформила уголок краеведения, в котором собрала дидактические игры, познавательную литературу о родном крае, энциклопедии, фотоальбомы: «Наша станица», «Наш детский сад», «Путешествие по родному краю».

В своей работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма активно использую проектную деятельность. Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Проектная деятельность не заменяет традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняет. Работая над темой «Наша Родина - Россия», проводила беседы: «Мы - Россияне», «Что мы знаем о России», «Москва- столица нашей Родины», «Русский фольклор», «Народные праздники», «Русские народные промыслы», «Народные приметы», «Россия – многонациональная страна» и др. Специально к ОД были созданы мультимедийные презентации: «Геральдика России», «Россия – Родина моя», «Москва- столица нашей Родины», «Россия – многонациональная страна», «Мой край родной», «Моя малая Родина». Мною был создан проект «Красная книга Ставрополья». К Новому году составила творческий проект «Праздник новогодней елки» (по мотивам сказки С. Маршака «12 Месяцев»). Ко дню Победы составила проект «День Победы». Я отметила, что с использованием мультимедийного оборудования дети более активны, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. После таких занятий у детей повышается интерес к прослушиванию песен о Родине, крае, к чтению художественных произведений, к народным играм («Краски» «Горелки», «Лапта», «Жмурки, «Коршун», «Уголки», а также к сюжетно – ролевым играм. Наша станица - часть Ставрополья и так хочется, чтобы юные жители станицы Беломечетской гордились своей малой родиной. А для этого нужна самая малость – помочь ребенку увидеть и узнать, чем же красив и богат наш край. Работая над темой «Моя малая Родина», я проводила беседы «Мое родное Ставрополье», «Геральдика Ставропольского края», «Историческое прошлое и настоящее г. Ставрополя», «На Ставропольской ярмарке», «Город и деревня», «Мой край – многонациональная семья», «Я и моя семья», «Дом моей семьи», «Моя казачья станица», «Казачата», «Традиции, обряды, обычаи», «Моя родословная: семейный архив», «Русская изба», «Родословная вещей». Дети с удовольствием рассказывали о своих близких, об их профессиях, о том, какие традиции чтят в семьях. Много с детьми рисовали на эти темы: природу родного края, предметы быта казаков разных времён, портреты своих близких, а также изготавливали подарки для родных к 8Марта и 23Февраля и ветеранам ко Дню Победы. Наши дети очень любят тематические экскурсии в музей, библиотеку. Там они получают первоначальные сведения о своей малой Родине, об образе жизни казаков, знакомятся с разнообразием русского фольклора. Работники библиотеки и музея с большим желанием готовятся к встречам с маленькими детьми, каждый раз продумывая новую тему. Мне очень понравилось использовать в работе проектную деятельность. Мною были созданы проекты «Моя родная станица», «Край родной, навек любимый». Особую роль отвожу работе с родителями, в которой также большое внимание уделяю патриотическому воспитанию. Современная модель сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения. В этом направлении я решала следующие задачи:

• объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей;

• создание атмосферы общности интересов в процессе организации инновационной деятельности;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Хорошей традицией стало проведение выставок совместного творчества детей и родителей «Деревенское подворье», «Осенняя фантазия», «Наш детский сад», «Зимняя сказка», «Веселая Масленица», «Весенние зарисовки», «Наша – вселенная», «День Победы». Интегрирование разных видов детской деятельности нашло свое продолжение в процессе реализации совместных проектов педагогов, детей и родителей на патриотические темы «Ярмарочные осенины», «Мой папа в армии служил», «День космонавтики», «День Победы». Используется мультимедийное оформление праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.

И конечно, каждому приятно видеть результативность своей работы. Многие семьи, не уделявшие ранее большого внимания патриотическому воспитанию, активизировались, всем захотелось принять участие в конкурсах, фотовыставках.

Вся проделанная мною работа дала свои результаты. Я довольна, что своей работой пробудила духовность и сумела развить любовь и уважительное отношение к Родине. Удовлетворена я также и результатом работы с родителями. Если вначале они и понимали актуальность проблемы, то позже согласились, что недопонимали, какая большая работа предстоит им, детям и педагогам в этом вопросе. То, что родители прониклись глубиной изучения вопроса, я поняла на итоговом родительском собрании. Теперь я уверена, что они будут продолжать работу, начатую нами, со своими детьми и в школьные годы. Педагоги нашего коллектива углубили свои теоретические знания и повысили практический уровень в этом вопросе.

Я довольна результатами своей работы. Считаю, что она была плодотворной и нужной. Я сама очень заинтересовалась темой и решила продолжить работу над ней, т. к. считаю, что актуальность ее со временем будет только возрастать.

Актуальность

В настоящее время особо актуально патриотическое воспитание подрастающего поколения. На основе знания истории родного края, уважения к предкам, их традициям и обычаям, любви к родной земле должно строиться будущее наших детей. Патриотизм рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Следовательно, одной из важнейших задач педагога и родителей является задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своей родине, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, предкам. Культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.

Проблема

В ходе проведения мониторинга, выявилась низкая степень знаний детей о родном крае. А во время проведения круглого стола с родителями по теме патриотического воспитания детей выяснилось, что далеко не все взрослые обладают достаточным уровнем знаний о жизни своих предков. Интерес к прошлому всегда существовал в людях. Детям нужно знать свои корни, истоки. Мир ребёнка начинается с его семьи, с дома, поэтому мы с родителями решили, что, начнём мы со знакомства с домом казаков, с тем как жили люди, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель. Так возникла идея проекта «Казачья хата».

Рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Чувство Родины – начинается у ребёнка с отношения к самим близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Известна истина: что заложено в человеке вначале жизни, то остаётся навсегда. Вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьёзной и вдумчивой работы. Задачи родителей: - Побеседуйте с ребёнком о вашей семье. Дайте характеристику каждого члена семьи, покажите заботливое, уважительное отношение между всеми членами семьи. Возвращаясь с ребёнком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?» «Как станичники украшают свою станицу к празднику?» Дома предложите малышу нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке. - В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии по памятным местам, но ребёнка к предстоящей экскурсии надо подготовить. - Приобщайте детей к русской культуре, знакомьте с художественной литературой по фольклору: сказками, былинами. - Посетите музей. Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты, поощряйте любознательность, развивайте способности, наблюдательность. Обращайте внимание ребёнка на красоту родного города, во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Будьте сами активны и неравнодушны!

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности В мае 2015 года вся страна будет отмечать 70-летие со Дня Победы. Основная цель наших художественных работ о войне - выразить любовь и благодарность.

Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate» Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание с использованием проектной деятельности. Опыт работы
Опубликовано: 15 января 2025 в 13:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание с использованием проектной деятельности. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Жукова (УИ 1429234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД