Ирина Курышова
Патриотическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
С. Михалков.
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно - нравственной основы личности, эмоции, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Это необходимо использовать и в воспитании патриотизма. В это время следует отметить, что целостная научная концепция формирования дошкольника как гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана.
Публикация «Патриотическое воспитание» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотического воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяются нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей., представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В период дошкольного возраста дети способны уже руководствоваться высокими социальными мотивами испытывать благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Поэтому задачами педагога являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание, уважения к труду;
• развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о родном городе (селе);
• знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непрерывной образовательной деятельности, в играх, в труде, быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс, и в основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям и сестрам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко. но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа есть свои сказки, и все передают от поколения к поколению основные нравственные ценности - учат ценить добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности детей в духе патриотизма.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.