Светлана Федотова
Консультация «Патриотическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первой представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Публикация «Консультация „Патриотическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к 2малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. Именно бездуховсность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным и интеллектуальным барьером.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться еще в древности. Педагогическая мысль на Руси Х-ХIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитания веры в победу, в непобедимость русских богатырей.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Чтобы проводить работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
«Пути и средства патриотического воспитания русского человека» :
1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
2. Взгляды на патриотизм в летописях.
3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, готовность встать на защиту родной земли).
4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе.
5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, трусости, смелости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобну любому другому чувству, патриотизм преобретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать.
Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом продолжающим личность.
Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
2. Мы широко используем все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
3. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными общественными сторонами жизни человека.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
5. Природа- один из важнейших факторов народной педагогики. Знакомя с прирордой края мы решаем не только природоохранные задачи, но воспитываем любовь к каждому объекту природы.
6. Знакомство с историческим прошлым России- новое интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Необходимо еще до школы сформировать у них первоначальные представление об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы проявляем корректность в отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребенка.
Разработан и реализуется проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Странички истории», целью которого является воспитание патриотизма через краеведческие знания о своем городе и положительном историческом прошлом России.
Ожидаемый результат – формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории совей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Работа реализуется по трем направлениям:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Методическое сопровождение.
Каждое направление связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей.
2. Знакомство с родным краем и Россией.
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
В процессе реализации проекта используются : игры-занятия, игры-развлечения, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьей. М ы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семей в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Данный проект предполагает большую отдачу от педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека - героя и страны, в переосмыслить значимость каждого отдельного события.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родным мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это –выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.