Татьяна Митюхляева
Партнёрские отношения ДОУ и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Всегда, а особенно в настоящее время, особое внимание уделяется качеству дошкольного образования и его влиянию на развитие ребенка. Это объясняется тем, что дошкольный возраст является критическим периодом в формировании основных навыков, знаний и социальных навыков у ребенка. В этом возрасте дети активно учатся и впитывают информацию, поэтому качество образования на этом этапе имеет огромное значение для их будущего успеха.
Публикация «Партнёрские отношения ДОУ и родителей» размещена в разделах
В настоящее время все больше и больше исследований подтверждают важность качества дошкольного образования для развития и успешности детей в дальнейшей жизни. Поэтому государства и педагогические организации всего мира активно работают над повышением качества дошкольного образования и разработкой эффективных методов и подходов к его осуществлению.
Учитывая, что семья является основной средой формирования личности ребенка, эффективное взаимодействие с семьями становится важным фактором в достижении качественного образования.
Известно, что каждая семья имеет свои особенности, культурные и социальные традиции, систему ценностей. Понимание этих особенностей и умение взаимодействовать с каждой отдельной семьей помогает создать комфортную образовательную среду и индивидуальный подход к развитию ребенка.
Стоит отметить, что грамотное взаимодействие с семьями способствует гармоничному развитию ребенка. Семья является партнером в воспитательном процессе, и совместные усилия родителей и педагогов позволяют создать благоприятные условия для социализации и обучения детей.
Несомненно, взаимодействие с семьями открывает возможности для поддержки семей в решении различных проблем и вызовов, с которыми они сталкиваются. Родители могут обратиться за помощью и рекомендациями в вопросах выравнивания развития ребенка, адаптации к дошкольной среде и других сложностях.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (п. 26.1., стр. 161) целями взаимодействия с семьями воспитанников детского сада является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Достижение поставленных целей еще раз обуславливает необходимость поиска эффективных методик и техник взаимодействия с семьями в условиях дошкольного образовательного учреждения [1].
Рассмотрим направления взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей и практические методы и техники из опыта работы.
Диагностико-аналитическое направление взаимодействия с семьями воспитанников включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьёй с учётом результатов проведённого анализа; согласование воспитательных задач. В этом направлении нами используются опрос (традиционный метод сбора первичной информации, анкетирование (небезызвестная форма работы с семьями, используемая с целью изучения семьи и выяснения образовательных потребностей родителей, педагогическая беседа (для получения мотивов поведения, намерения, поведения и т. п.). Следует также отметить дни, или недели, открытых дверей. Такая форма взаимодействия дает возможность познакомить родителей с детским садом в целом, его традициями, правилами, а также заинтересовать образовательным процессом и привлечь к участию в жизни учреждения. Открытые занятия и мероприятия также позволяют сблизить участников педагогического процесса.
Просветительское направление в работе дошкольного учреждения осуществляется с целью просвещения родителей по вопросам развития и воспитания детей, а также информирования их о государственных мерах поддержки семей с детьми дошкольного возраста.
Для достижения данной цели используются различные формы взаимодействия, такие как групповые родительские собрания, на которых родители получают информацию о состоянии и развитии детей, а также о содержании и методах образовательной работы; родительские конференции, на которых повышается педагогическая культура родителей; круглые столы, на которых обсуждаются вопросы воспитания и образования детей при полном равноправии каждого участника; семинары-практикумы, на которых родителям помогают развить педагогические умения; тренинги и ролевые игры, в процессе которых происходит конструирование новых моделей действий и отношений; вечера вопросов и ответов, на которых родители могут уточнить свои знания о воспитании детей; педагогические гостиные, на которых обсуждаются проблемы воспитания и формируется педагогическое мышление родителей; информационные стенды, библиотеки и выставки, которые знакомят родителей с работой дошкольного учреждения.
Также проводятся различные досуговые мероприятия, такие как совместные праздники, тематические вечера и выставки, которые направлены на установление доверительных отношений между педагогами и родителями, а также между родителями и детьми. Дни добрых дел предоставляют возможность родителям оказывать помощь в группе и создавать теплую атмосферу взаимоотношений. Конкурсы способствуют расширению социального и образовательного пространства для ребенка и формированию педагогической культуры у родителей. Также проводится просветительская работа по вопросам здоровьесбережения детей, включающая информирование о положительных факторах влияния на здоровье детей, вакцинации, задачах физического воспитания и оздоровительных мероприятиях.
Консультационное направление включает в себя консультирование родителей по различным вопросам, связанным с воспитанием и обучением детей. В рамках этого направления обсуждаются такие темы, как взаимодействие родителей с ребенком, проблемы, возникающие в процессе воспитания и обучения, поведение и взаимодействие ребенка со сверстниками и педагогами, проблемные ситуации, а также способы воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми разных возрастов. Консультация является формой психолого-педагогического просвещения, позволяющей родителям лучше понять суть проблемы и найти способы ее преодоления. Кроме того, существуют и другие формы работы с родителями, такие как лекции, педагогические беседы, педагогические советы с участием родителей и родительские тренинги. Эти формы направлены на обмен мнениями, достижение единой точки зрения и предоставление своевременной помощи родителям. Одной из главных целей педагогического совета является вовлечение родителей в активное освоение проблем воспитания на основе учета индивидуальных потребностей ребенка. Родительский тренинг представляет собой активную форму взаимодействия, которая помогает родителям изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с ребенком, делая его более открытым и доверительным.
Ежегодно разрабатываемый план мероприятий на учебный период в дошкольном образовательном учреждении предусматривает активное участие родителей в формировании образовательных отношений. Взаимодействие с семьей строится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Родителям оказывается консультативная помощь и формируются представления о целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста, а также о роли духовного и нравственно-патриотического воспитания.
Одним из важных факторов, способствующих воспитанию патриотизма, духовности и нравственности, является культура семейного лада. Она формирует духовный мир ребенка, влияет на его интеллектуальное и эмоциональное развитие, а также развивает разнообразные потребности и способности и способствует сотворчеству детей и взрослых.
Важным моментом в формировании традиций в учреждении является совместное проведение русских народных праздников и посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие. Это способствует укреплению связей между семьями и учреждением, формированию доверительных отношений и развитию общего созидательного процесса.
Взаимодействие с семьей одной из важнейших составляющих работы в дошкольном образовательном учреждении.
Эффективные практические методики и техники взаимодействия с семьей способствуют установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, а также повышению качества образовательного процесса.
Первый шаг в эффективном взаимодействии с семьей - это создание доброжелательной и открытой атмосферы. Педагогам следует проявлять интерес к семейному контексту каждого ребенка, выяснять его интересы, способности и особенности, а также учитывать мнение родителей. Открытость и уважение к семейной культуре и традициям помогают установить партнерские отношения между родителями и педагогами.
Второй важный аспект взаимодействия с семьей - это регулярный и прозрачный обмен информацией. Педагоги должны информировать родителей о достижениях и проблемах ребенка, а также о планах и целях образовательной программы. Желательно использовать различные каналы коммуникации, такие как родительские собрания, индивидуальные беседы, электронная почта или мобильные приложения. Важно также обратная связь, когда родители могут делиться своими мыслями, отзывами и предложениями по улучшению работы детского сада. Сюда следует отнести не только индивидуальные беседы и результаты анкетирования и опросов, но и создание специальный почтовых ящиков или использование сайта учреждения или мессенджера в социальных сетях.
Третий аспект – это вовлечение родителей в образовательный процесс. Педагоги могут предлагать родителям принять участие в различных активностях, таких как проведение мастер-классов, организация тематических мероприятий или участие в классе в качестве волонтера. Это позволяет не только создать более глубокие связи между семьей и дошкольным учреждением, но и активно включить родителей в образовательный процесс и помочь им лучше понять методы и принципы обучения.
Взаимодействие с семьей в ДОУ играет важную роль в обеспечении качественного образования и развития детей. Эффективные практические методики и техники, такие как создание доброжелательной атмосферы, регулярный обмен информацией и вовлечение родителей в образовательный процесс, позволяют установить доверительные отношения и создать партнерский подход к образованию. Такой подход позволяет обеспечить полноценное развитие каждого ребенка и достижение высоких результатов в обучении.
Список используемой литературы
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)