Тамара Дривицкая
«Папина школа». Эффективная форма психолого-педагогической поддержки детей от 2 до 3 лет и их родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Т. М. Дривицкая,
заместитель заведующего по основной деятельности
Государственное учреждение образования «Ясли – сад №40 г. Лиды», Лида
И. Г. Енко,
педагог-психолог
Государственное учреждение образования «Ясли – сад №40 г. Лиды», Лида
«ПАПИНА ШКАЛА» ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Публикация «„Папина школа“, Эффективная форма психолого-педагогической поддержки детей от 2 до 3 лет и их родителей» размещена в разделах
В государственном учреждении образования «Ясли - сад №40 г. Лиды» активно работает «Папина школа» - это современная организационная форма работы с папами воспитывающих детей от 2 до 3 лет, не посещающих учреждение дошкольного образования.
Общаясь с мамами, слышны часто такие высказывания: «Супруг совсем не проводит время с нашим сыном», «Мой отец был слишком занят, чтобы проводить с нами время», «Я целый день с малышом, а муж обвиняет меня, что я ничего не делаю, пока он на работе» и т. п.
Как же хочется сделать так, что бы таких высказываний было в семье меньше? Как же помочь отцам осознать их роль и значимость активного участия в вопросах воспитания детей. Эти вопросы послужили мотивом организации «Папиной школы». Разрабатывая это направление, мы выработали четкую стратегию сотрудничества, изучили их запросы и ожидания, создали атмосферу доверия.
Основное предназначение данной формы работы является формирование нового уровеня работы с родителями- проведение занятий в триаде: педагог – папа – ребёнок. Развивающие занятия направлены на оказание помощи папам в вопросах воспитания, развития детей и подготовку к поступлению в учреждение дошкольного образования.
Основные задачи работы:
повысить статус пап в общественной, социальной и культурной жизни, а также в воспитании детей в семье;
• обеспечить успешную социализацию и адаптацию детей от 2 до 3 лет к условиям учреждения дошкольного образования;
• содействовать семье в физическом, психологическом и личностном развитии ребенка;
• просвещать пап в психолого-педагогических знаниях;
• повышать творческий, культурный, содержательный уровень отцовства у мужчин.
Занятия посещают – 12 семей, продолжительность занятий 2 часа, 1 раз в месяц. В систему занятий включены игровые комплексы, которые проводит педагог-психолог.
В работу с папами включены разнообразные, интересные для детей и пап формы взаимодействия, которые направлены на оказания помощи в осознании роли отца в развитии личности ребенка, повышения статуса отца в семье.
Основной формой работы с папами являются - развивающие занятия. Проводятся совместные праздники («Супер папа», посвящённый 23 февраля», консультативно - просветительская работа.
Главным направлением работы является развивающая деятельность, которая направленна на создание опыта общения, познания, радости открытия, эмоционально-положительного переживания детей папами. Занятия носят открытый характер, которые ориентированы на уровень развития детей от 2 до 3 лет, условиях в которых они воспитываются, степень заинтересованности, умения общаться взрослого с ребёнком.
В построении занятий используется комплексный подход, каждое занятие планируется с учетом того, чтобы у ребенка была возможность проявить себя в разных видах деятельности совместно с папами: игровой, музыкальной, физкультурно- оздоровительной, речевой, продуктивной, познавательной деятельности. Вследствие чего, происходит всесторонее развитие детей от 2 до 3 лет. Выбранный комплексный подход в решении поставленных задач, поддерживает, стимулирует и развивает увлеченность и заинтересованность детей на протяжении всего занятия, расширяются границы творческого контакта пап, ребенка и воспитателя.
Главная задача - сделать помошниками пап, а для этого необходимо установить принципиально новые отношения, в которых родители-отцы выступают как равноправные партнеры, но и как добросовестные воспитанники. Избранная форма работы даёт возможность папам обогатить свой родительский опыт, посмотреть на ребенка другими глазами, увидеть его со стороны, да и самому оказаться в роли воспитанника на равных со своим малышом. Для этого по ходу деятельности даются указания не только детям, но и пояснения для родителей. Выслушав задание, папы, при необходимости, еще раз объясняют его своему ребенку, контролируют, помогают и поощряют малышей. Иногда приходится останавливать слишком активных пап, стремящихся подтолкнуть ребенка к какой-либо деятельности, к которой он еще не готов или боится. Свобода движений ребенка неограниченна, он может отвлечься, отойти к заинтересовавшему его предмету. Через некоторое время малыш с помощью папы вновь включается в активную деятельность. В работе с папами активно используются игры на развитие тактильных ощущений такие как «Лесенка», «Кошка», «Коза», «Шинка-машинка», «Перебираем пальчики», «Дарики-комарики». Данные игры не имеют ограничений по возрасту и направлены на эмоциональное общение взрослого с ребенком, на создание телесного контакта с малышом. Эти простые, не требующие затрат времени игры, в дальнейшем для родителей могут оказаться незаменимыми помощниками во время длительной поездки или ожидания очереди, а также в перерыве между напряженными интеллектуальными играми. Также используются игры для пап и детей, которые помогают наладить положительный эмоциональный контакт между папами и детьми «Осьминоги», «Солнышко и тучка», «Ёжик», «Машинка-грязнулька», «Сделай как я», «Прятки с платочками», игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения «Брыкание», «Кулачок», «Солнышко», «Снежинки», «Котик», «Подснежник» и т. д. Они в свою очередь перекликаются с играми, которые проводятся в «Материнской школе», однако с мамами, больше идёт использование игр на сенсорное развитие, на развитие мелкой и крупной моторики. В «Материнской школе» акцентировано внимание на развитие психических процессов, а в «Папиной школе» - на установление эмоционального контакта с папами, на гармонизацию детско-родительских отношений.
Зачастую папам не хватает знаний и умений для воспитания, развития и оздоровления детей, с целью оказания помощи отцам в данном вопросе мной проводится консультативно - просветительская работа перед развивающим занятием (10-15 минут). Целью данного направления является - создание условий для оптимального взаимодействия пап и педагогов в вопросах воспитания детей от 2 до 3 лет.
Данная деятельность включает в себя три этапа. На первом этапе изучаются запросы пап по вопросам воспитания детей от 2 до 3 лет, далее разрабатываются темы встреч, изучаются теоретические источники. На втором этапе проходит проведение развивающих занятий с папами детей. Главным на этих встречах является создание атмосферы для свободного общения пап, создание этого помогло поддержать мужчин на пути отцовства, показать, что волнения и хлопоты за ребенком, есть в каждой семье, и у всех они примерно одинаковые. Проходит взаимный обмен информацией, что помогает папам стать уверенными в своей позиции, а значит и стать более вовлеченными в отцовство. В этом и заключается наша основная задача — воспитание ответственного отцовства. Темы встреч разнообразные: «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Роль отца в воспитании мальчика и девочки», «Влияние внутрисемейных взаимоотношений на развитие малыша», «Игра - дело серьезное», «Страна Самоделковых». История маленького «Нет» и «Да», «Сказки, способные скорректировать поведение детей», «Нет и нельзя в жизни ребенка», «Сказки в жизни ребенка». И в каждой проведённой встречи, прослеживается тонкая нить в вопросах взаимодействия пап на развитие малыша раннего возраста. Если проводить параллель между тематикой консультаций с мамами и папами то они отличаются: с мамами работа направлена на раскрытие вопросов успешной адаптации малыша, подготовкой к новой ступени развития, проецируются вопросы взаимоотношений с педагогами, работающими в учреждении дошкольного образования. На третьем этапе проводится анализ проведенной работы. Итогом является опрос пап об эффективности проведенной работы. После проведения работы в прошлом учебном году, было заметно, насколько изменился уровень знаний о возрастных особенностях детей от 2 до 3 лет, насколько изменилась самооценка родительской позиции пап, как изменилось их взаимодействие со своим ребенком. Из анализа бесед с папами, можно отметить новый уровень взаимодействия со своим ребенком, который изменился в лучшую сторону у большинства семей. Мы увидели, что папы готовы делиться не только своим родительским опытом, но и своим детскими переживаниями, что, возможно, говорит о сформировавшемся доверии к педагогическому коллективу. Приятно отметить, что к концу года папы превратились из зрителей в активных участников педагогического процесса. И те папы, которые к нам приходят, они уже на 99% ответственные отцы, потому что прийти в «Папину школу» - это уже большой серьезный шаг. К тому же, школа такая еще одна, они не так широко распространены, поэтому каждый мужчина, кто пришел в группу, и его опыт, для нас уникальны.
В результате работы данной формы работы у детей, пап и педагогов установились партнёрские отношения с семьями воспитанников, создана атмосфера взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей раннего возраста. У пап – расширились теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей раннего возраста, активизировались и обогатились воспитательные умения, возникла уверенность в собственных педагогических возможностях. У детей развилось чувство защищенности, доверия.
Взаимодействие, общение, деятельность с папами строилась таким образом, что присутствующим родителям было не только психологически комфортно, но и помогло расширить образовательные задачи. Заинтересованность родителей в работе “ Папиной школы» выражалась в том, что состав членов группы в течение учебного года был одинаковый, пропусков занятий был минимальный. После завершения работы в мае месяце родители - папы высказали желания принять участие посещать занятия в следующем учебном году.
Организация такой формы работы с детьми, не посещающими учреждение дошкольного образования, востребована и имеет право на существование. Ни семья, ни детский сад не могут заменить один другого. Только вместе можно достичь желаемого для наших детей, помочь им раскрыть и реализовать свои возможности, создать благоприятные условия для полноценного развития и саморазвития каждого малыша. Я уверена, что «Папина школа» - это в буквальном смысле школа радости для малышей и их родителей.