Валентина Ястребцова
Урок-викторина для учащихся 8 класса «Память на страницах литературных произведений о Великой Отечественной войне»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок-викторина для обучающихся 8 класса
на тему:
«Память на страницах литературных произведений о Великой Отечественной войне».
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Ястребцова Валентина Александровна.
Конспект урока.
Тема: «Память на страницах литературных произведений о Великой Отечественной войне».
Цели:
1. Образовательная: формирование представления о значении литературы в годы Великой Отечественной войны.
Публикация «Урок-викторина для учащихся 8 класса „Память на страницах литературных произведений о Великой Отечественной войне“» размещена в разделах
- Викторины и интеллектуальные игры для учащихся 5-9 классов
- Викторины и интеллектуальные игры для школьников
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Стихи и песни о войне. Литературно-музыкальные гостиные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Развивающая: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны, событиям Великой Отечественной войны через литературное наследие;
3. Воспитательная: воспитание чувства признательности, уважения и памяти по отношению к участникам Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Формировать самосознание подростков и юношества на основе культурно-исторических и духовных ценностей, а также гражданско-патриотические чувства к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, людям старшего поколения,;
2. Повышать интерес обучающихся к боевым и трудовым традициям российского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. ;
3. Способствовать развитию интереса к чтению и изучению учащимися выдающихся произведений отечественной и мировой литературы.
Тип урока : урок контроля знаний.
Вид урока : урок развивающего обучения.
Форма урока : викторина.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности учащихся : индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, посвященная знаменательным датам Великой Отечественной войны, иллюстрации обучающихся к прочитанным произведениям.
Предварительная работа:
1. Чтение и изучение литературных произведений о Великой Отечественной войне.
2. Оформление тематической выставки книг;
3. Просмотр художественных и документальных фильмов.
Ход урока.
1СЛАЙД:
Что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд,
И пусть не думают,
Что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Б. Майоров.
Слово учителя:
Здравствуйте, дорогие ребята! Прочитайте эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Что он обозначает? Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок?
Совершенно верно! Почти 75 лет отделяет нас от событий Великой Отечественной войны. Ветеранов, которые «со слезами на глазах» вспоминают тяжкие годы испытаний, становится всё меньше. Возможно, через много лет люди и не вспомнят о тех, кто отстоял нашу Родину. Мы можем только представить, каково на самом деле приходилось нашим предкам в годы Великой Отечественной войны : голод, потеря близких, постоянное чувство тревоги за детей и родную страну. Они заплатили своими жизнями за наш билет в счастливое будущее. А наша с вами задача состоит в том, чтобы не забывать, гордиться и отдавать дань уважения предкам поколение за поколением. Показать подвиг советского народа, раскрыть героические и трагические страницы того времени помогает литература.
Сегодня урок у нас будет проходить в форме викторины! В конце урока мы с вами подведем итоги и выберем команду-победителя! Самые активные получат оценки. Всего будет две команды. Ваша задача сейчас — распределиться на две команды, выбрать название (чтобы соответствовало теме нашего сегодняшнего урока, а также девиз. Всего будет четыре тура: I.Военная поэзия и проза; II.Продолжи пословицу; III.Песни о Великой Отечественной войне; IV.Фильмы о Великой Отечественной войне. За один правильный ответ — 1 балл.
Время: 4 мин.
2 СЛАЙД:
I тур. Военная поэзия и проза.
Назовите произведение и автора отрывка :
1. И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал.
Я подползал, они вон там, в саду».
«Да где же? Где?» - «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»
3 СЛАЙД:
2. И, лежа в пещере, он вспомнил свою жизнь – трудную мужскую жизнь, жизнь, которая кончается сейчас на медвежьей таежной тропе. Вспомнил людей – всех, кого он уважал и любил, начиная с собственной матери. Вспомнил школьную учительницу Марию Ивановну, которая ходила в какой-то ватной кофте, покрытой порыжевшим, вытертым черным бархатом. И много, много людей еще, с кем сводила его судьба, припомнил он.
Но лучше всех, достойнее всех были его одиннадцать умерших товарищей. Никто из тех, других людей его жизни не перенес так много разочарований, обмана, лжи.
4 СЛАЙД:
3. Слышь, подкинь еще одну
Ложечку такую,
Я вторую, брат, войну
На веку воюю.
Оцени, добавь чуток.
Покосился повар:
"Ничего себе едок -
Парень этот новый".
Ложку лишнюю кладет,
Молвит несердито:
- Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом.
Тот: — Спасибо. Я как раз
Не бывал во флоте.
Мне бы лучше, вроде вас,
Поваром в пехоте. -
И, усевшись под сосной,
Кашу ест, сутулясь.
"Свой?" — бойцы между собой, -
"Свой!" — переглянулись.
5 СЛАЙД:
4. Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только. совсем седой.
Он обнял майора, прежде
Чем в госпиталь уезжать:
- Держись, отец: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла! -
Такая уж поговорка
Теперь у Леньки была.
6 СЛАЙД:
5. —Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
7 СЛАЙД:
6. Сон мальчика был так тяжёл, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего: ни пристальных глаз разведчиков, смотревших на него сверху, ни яркого света электрического фонарика, в упор освещавшего его лицо.
Но вдруг мальчика как будто ударило изнутри, подбросило. Он проснулся, вскочил, сел. Его глаза дико блеснули. В одно мгновение он выхватил откуда-то большой отточенный гвоздь. Ловким, точным движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика и закрыть ему ладонью рот.
— Тише. Свои, — шёпотом сказал Егоров.
Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были русские, автоматы — русские, плащ-палатки — русские, и лица, наклонившиеся к нему, — тоже русские, родные.
Радостная улыбка бледно вспыхнула на его истощённом лице. Он хотел что-то сказать, но сумел произнести только одно слово :
— Наши…
И потерял сознание.
Дополнительно: назовите имя и фамилию мальчика.
8 СЛАЙД:
7. Подбили!
Развязка наступила сразу. Мотор осёкся и замолчал. Самолёт, точно соскальзывая с крутой горы, стремительно понёсся вниз. Под самолётом переливался зелено-серыми волнами необозримый, как море, лес. «И всё-таки не плен!» - успел подумать лётчик, когда близкие деревья стремительно неслись под крыльями самолёта.
Падая, самолёт задел верхушки сосен. Это смягчило удар. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части. Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух. Упав на широкую, вековую ель, он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб, наметённый ветром у её подножия. Это спасло ему жизнь.
9 СЛАЙД:
8. Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
— Потому я ее берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа.
Время:12 мин.
10 СЛАЙД:
II тур. Продолжи пословицу.
1. Один в поле.
2. Худой мир — лучше.
3. Войну хорошо слышать, да тяжело.
4. На героя.
5. Былой славой боя.
6. Без смелости не возьмёшь.
7. Русский солдат не знает.
8. Не силою дерутся, а.
9. Пуля — дура, а штык — …
10. Лучше смерть в поле, чем позор.
Время: 8 мин.
11 СЛАЙД:
III тур. Песни о Великой Отечественной войне.
Командам предстоит составить список песен о Великой Отечественной войне. За одно правильное название присуждается 1 балл. Плюс 1 дополнительный балл за указание автора текста песен.
Время: 5 мин.
12 СЛАЙД:
IV тур. Фильмы о Великой Отечественной войне.
Командам предстоит составить список фильмов о Великой Отечественной войне. За одно правильное название присуждается 1 балл. Плюс 1 дополнительный балл за год выпуска фильма.
Время: 5 мин.
Подсчет результатов: 2 минуты.
Слово учителя:
— Ну что ж, наша викторина завершена, и какими бы ни были результаты, вы сегодня победители. Победа наших воинов, их награда — это мы с вами. Самое главное, что мы сегодня еще раз вспомнили о том, какой ценой досталось наше мирное небо… Каждый из нас осязаемо почувствовал на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутил ответственность перед памятью этих людей.
И я думаю, нас всегда будет волновать вопрос: достойны ли мы памяти павших?
Эта встреча не последняя, надеюсь, что для вас она не прошла она незамеченно. Напоследок позвольте прочитать вам стихотворение Ю. Воронова.
13 СЛАЙД :
Опять война,
Опять блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война :
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Время: 2 мин.
Подведение итогов.
Понравился ли вам, ребята, наш сегодняшний урок?
Что нового вы узнали?
Будете ли вы и дальше чтить память наших воинов?
Время: 3 мин.
Домашнее задание: попробовать сочинить стихотворение о Великой Отечественной войне.
Ответы.
I тур. Военная поэзия и проза.
1. А. Твардовский «Рассказ танкиста».
2. В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева».
3. А. Твардовский «Василий Тёркин».
4. К. Симонов «Сын артиллериста».
5. Ю. Друнина «Зинка».
6. Валентин Катаев «Сын полка». Ваня Солнцев.
7. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
8. Е. Благинина «Шинель».
II тур. Продолжи пословицу.
1. Один в поле не воин.
2. Худой мир — лучше доброй ссоры.
3. Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
4. На героя и слава бежит.
5. Былой славой боя не выиграешь.
6. Без смелости не возьмёшь крепости.
7. Русский солдат не знает преград.
8. Не силою дерутся, а умением.
9. Пуля — дура, а штык — молодец.
10. Лучше смерть в поле, чем позор в неволе.
Предполагаемые ответы.
III тур. Песни о Великой Отечественной войне.
1.«День победы».
2.«Священная война».
3.«Тёмная ночь».
4.«Синий платочек».
5.«Смуглянка».
6.«Соловьи».
7.«Враги сожгли родную хату».
8.«Жди меня».
9.«Вечер на рейде».
10.«Вот солдаты идут».
IV тур. Фильмы о Великой Отечественной войне.
1.«Они сражались за Родину» (1975 г.)
2.«Судьба человека» (1959 г.)
3.«На войне как на войне» (1968 г.)
4.«А зори здесь тихие» (1972 г. /2015 г.)
5.«17 мгновений весны» (1973 г. /2009 г.)
6.«Мы из будущего» (2008 г.)
7.«Брестская крепость» (2010 г.)
8.«Офицеры» (1971 г.)
9.«Битва за Севастополь» (2015 г.)
10.«Великая война» (2010-2012 г. г.)
Список литературы.
1. Литература в годы Великой Отечественной войны. Проза военных лет. Поэзия военных лет. www.otvoyna.ru/proza3.htm
2. Лебедев П. Ф. Пословицы и поговорки Великой Отечественной войны : – М. : Воениздат, 1962. – 208 с.
3. М. А. Алексеева. Методика преподавания литературы. Практикум : учеб. пособие для вузов / — М. : Издательство Юрайт, 2018 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 98 с. — ( Серия : Образовательный процесс).