Лилия Иртуганова
«Палитра» дошкольная образовательная программа по ИЗО с использованием нетрадиционных техник для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Публикация «„Палитра“ дошкольная образовательная программа по ИЗО с использованием нетрадиционных техник для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Актуальность.
Состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Основная цель программы.
Формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное эстетическое восприятие, воспитывать самостоятельность; развивать фантазию, пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, воспитывать художественный вкус, умение активно и творчески применять средства нетрадиционного рисования.
Задачи.
Обучающие:
• Формирование художественного мировосприятия;
• Обогащение словарного запаса художественными терминами;
• Формирование навыков обращения с изобразительным материалом;
• Изучение свойств различных изобразительных материалов;
• Овладение техническими приёмами работы с различными материалами;
• Формирование художественной грамотности;
• Ознакомление с культурой цвета, свойствами цвете и цветовых отношений (тёплый – холодный; светлый – тёмный);
• Изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной);
• Обучение предметному рисованию;
• Обучение созданию самостоятельных изобразительных работ;
• Обучение нетрадиционным техникам рисования;
Развивающие:
• Развитие познавательной активности.
• Развитие эстетической восприимчивости.
Воспитательные:
• Воспитание художественного вкуса (рисованию).
Техника рисования.
В ходе реализации программы, дети знакомятся со следующими техниками рисования :
• пальчиковая живопись;
• монотипия;
• рисование свечой, пастельными и восковыми мелками;
• рисование по мокрой бумаге;
• рисование мятой бумагой (по мятой бумаге);
• рисование путем разбрызгивание краски;
• рисование по трафарету;
• рисование поролоном;
• рисование солью;
• оттиски штампов различных видов;
• точечный рисунок;
• граттаж;
• кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
• рисование жесткой кистью (тычок);
• лепка;
• аппликация.
В художественно-эстетическом развитии детей важным является – способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.
Данная программа позволит познакомить детей с понятиями такие, как:
Предметное рисование.
Совершенствовать умения изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Совершенствовать техники изображения. Развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании. Побуждать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Знакомить с новыми способами работы с уже знакомыми материалами.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении, учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки.
Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Основы цветоведения.
Развивать представление о понятии цветового круга, разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, хроматические (цвета радуги, и ахроматические (черный, белый, серый, основные (красный, синий, желтый, и промежуточные (оранжевый, фиолетовый, зеленый, последний считается нейтральным). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое -в пасмурный, Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений.
Сюжетное рисование.
Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план) ; передавать различия в величине изображаемых предметов.
Основы композиции.
Формировать умение строить композицию рисунка; передавать передний, средний, задний планы, линия горизонта, плоскость, блик, фон, драпировка, объемное изображение, набросок, движения людей, животных, растений. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов) ; проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
Декоративное рисование.
Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская и др). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. Во время изображения элементов орнамента учить работать концом кисти, этот прием развивает мелкую моторику пальцев руки, что очень важно для детей готовящихся к поступлению в школу.
Портрет, изображение людей.
Закреплять знания, умения, навыки детей. Продолжать развивать фантазию, воображение, любовь к близким людям. Закреплять умение работать со схемами и с различными художественными материалами.
Развитие детского творчества.
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
Приобщение к изобразительному искусству.
Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк). Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом лесу», И. Левитан «Золотая осень», «Март» «Весна. Большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели», А. Пластов «Полдень», «Летом», «Сенокос», В. Васнецов «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке» и др. Расширять представление о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, цвет, характерные детали, поза, движения и др.) . Расширять представления о художниках -иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврика, Е. Чарушин и др.) .
Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут. Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши) .
Расширять знания детей о творческой деятельности, ее особенностях; учить называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п) .
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Объяснять детям значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.) .
Формирование положительного отношения к искусству.
Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности, от 5-ти до 7-ми лет (старшая и подготовительная группы) .
Форма организации детей на занятии.
Групповая. Практические занятия, в т. ч. беседы об изобразительном искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов.
Выставки работ.
Посещение выставок детьми из других групп.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Проводить просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, викторин, наглядной информации, совместные выставки, презентации, анкетирование, индивидуальный подход и беседа с каждым родителем.
Организация структурной деятельности.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня, с подгруппой детей состоящей из 10-15 человек, продолжительностью 25мин (старшая, 30 мин (подготовительная).
Общее количество НОД в год: старшая и подготовительная группа 64 занятия.
Педагогическая диагностика художественно – эстетических навыков детей (мониторинг) проводится два раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае.)
Форма проведения занятия.
1. Вступительная беседа (2-3мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им образа.
2. Выполнение задания (20-25 мин).
3. Заключительная часть (2-3 мин).
Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
Предполагаемый результат за 1 год обучения.
Уметь правильно пользоваться кисточкой.
Уметь аккуратно закрашивать рисунок не выходя за контур.
Уметь использовать в своей работе простой карандаш.
Пользоваться гуашью, акварелью, цветными карандашами, мелками.
Знать основные цвета и оттенки цветов, уметь смешивать краски на палитре.
Владеть нетрадиционной технике рисования (ладошки, тычки, пальчики, рисование по мокрому и т. д.
Уметь рисовать (птиц, животных, предметы, сюжетные картины, человека, сказочных героев).
Использовать в создании композиции нужные цвета.
Владеть художественными терминами.
Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
Проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Заключение:
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ Месяц Тема Средство изображения
1. Сентябрь
1. Диагностика
2. Цветы в вазе гуашь
3. На море Гуашь, аппликация
4-5. Осенняя корзина Отпечаток листьев
6. Лошадка на лугу Рисование по трафарету
7. Гусеница Гуашь
8. Удивительные узоры на крыльях бабочек Примакивание, рисование фломастером
2. Октябрь
1. Одуванчики в теплых тонах Тычек жесткой кистью, рисование по сырому
3. Солнечный лев Акварель
4- 5. Лебедь белая плывёт Рисование ладошками
6. Осенний лес. Гуашь
7. Ромашковое поле Гуашь, рисование солью
8. Гуси – Лебеди Акварель+ мелки
3. Ноябрь
1. Экзотические рыбки Граттаж
2. Цветной ветер Гуашь, пастельные мелки
3-4. Улицы моего города Гуашь
5. Лисонька- лиса Гуашь, аппликация
6. В гостях у кляксы Кляксография
7. Белая березка Рисование ватными палочками
4. Декабрь
1-2. Снеговик Пастельные мелки, набрызг
3. Ёлочка Гуашь
4. Новогодние шары Акварель+мелки
5. Снежинка гуашь
6. Зимний лес Картина в холодных тонах
7. Сорока Оттиск поролоном
8. Дед Мороз Разные техники рисования
5. Январь
1-2. Бабушка-Яга Рисование пальчиком, по трафарету
3. Петрушка Гуашь
4. Два барана Оттиск пенопластом
5. Сказочная гжель Акварель
6. Снегири на веточке Гуашь, рисование солью
7. Белоснежный храм Разные техники рисования
6. Февраль
1. Персонажи из мультфильмов «Смешарики» «Фиксики» Гуашь
2. Русалочка Гуашь, аппликация
3. Зайчик в лесу Набрызг
4. Совушки Рисование пальчиками
5-6. Папин портрет Гуашь
7. Полярная ночь Разные техники рисования
7. Март
1. Подснежники Гуашь
2. Курочка с цыплятами Тычок жесткой кистью
3. Цветы для мамы Акварель
4. Такой большой слон Рисование мелками
5. Белка песни всё поёт, да орешки всё грызёт Разные техники рисования
6. Цветочный горшочек Гуашь рисование пальчиками
7. Украшаем тарелочку
8. Апрель
1-2. Весенний пейзаж Гуашь
3. Бумажный змей Мелки, акварель
4. Подводный мир Акварель
5. Космический корабль Гуашь
6. Заря алая разливается Разные техники рисования
7-8. Лягушонок и водяная лилия Гуашь, мелки
9. Май
1. Солнышко лучистое Гуашь
2. Деревенский пруд Монотопия
3. Сказочный попугай Рисование восковыми мелками
4. Весенняя гроза Рисование поролоном
5. Диагностика, открытый показ
Список литературы
Арапова-Пискарёва Н. А. О российских программах дошкольного образования// Дошкольное воспитание. - 2005. - №9.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М. : Искусство, 1974.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Москва-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1967.
Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
Григорьева Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. : Академия, 2000
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Лыкова И. А. - Изобразительное творчество в детском саду Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии (Занятия в ИЗОстудии) – 2008.
Пастухова Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части).
Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – Издательство "Скрипторий 2000", 2003.
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. - М. : Просвещение, 1985.