СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление, творческую фантазию и логику, способствует развитию внимания и памяти, повышает общий уровень организации ребенка. Основной вид деятельности дошкольников - это игра, поэтому они являются частью всех режимных моментов, включающих и обучение, усвоение какого-либо материала происходит незаметно для детей в практической деятельности. Пальчиковым играм отводится важная роль - они помощники в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замёрзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка о чем-то рассказывает). Напряжённый мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с определённой потешкой. Пальчиковые игры учат детей читать стихи выразительно и эмоционально. Дети развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.
Публикация «Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В ясельной группе простые пальчиковые игры с текстом направлены на побуждение к проговариванию и развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием потешек, стихов.
К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развивать чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха и голоса, развивают память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат.
Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребёнка : слух, вокальные данные, музыкальную память.
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут проводиться на праздниках, на прогулках, во время проведения физминуток и дома. Родители с удовольствием выполняют рекомендации, используя материалы пальчиковой гимнастики под музыку Екатерины Железновой. В этом помогают музыкальные и дидактические материалы, консультации, папки-передвижки с материалами по оздоровлению детей. Давно замечено, что дети, которые занимаются музыкой, обычно обгоняют в интеллектуальном развитии своих сверстников. И это происходит не только за счёт того, что юные музыканты получают дополнительную информацию, узнавая о творчестве любимых композиторов. Но и потому, что игра на инструментах обычно «загружает» действиями параллельно правую и левую руки, что и стимулирует влияние пальчиковых движений на правое и левое мозговые полушария. Значит, ребёнок, ежедневно играющий на пианино скучные гаммы, занимается тем, что обеспечивает себе больший развивающий потенциал, чем его ровесник - не музыкант.
Пальчиковые игры и упражнения направлены на помощь детям дошкольного возраста в освоении навыков активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем потешки «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д. Очень точно подметил великий русский певец Ф. Шаляпин: «Хорошо сказанное - наполовину спето». Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты, распознавать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др., изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение. Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции. Их с успехом можно включать в работу с дошкольниками. Пальчиковые игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Материал осваивается детьми постепенно и закрепляется. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.