Еремеева Ирина
Комплекс пальчиковых игр для НОД по музыке
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковые игры». Комплекс пальчиковых игр для НОД по направлению «Художественно-эстетическое развитие» (музыка)
Составила : музыкальный руководитель 1кв. кат. Еремеева И. В.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение «Детский сад «Зёрнышко» села Репное Балашовского района Саратовской области
«Пальчиковые игры»
Публикация «Комплекс пальчиковых игр для НОД по музыке» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи. утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся
важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим
особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в
игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку. Мелодия подбирается с учётом возраста, но всегда несложная
легко, запоминающаяся. Аккомпанировать таким играм можно как на ф-но,
таки на металлофоне, ксилофоне,включать в музыкальное сопровождение
звучание шумовых инструментов.
Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму) ,соединяют пальцевую пластику с выразительным
мелодическим и речевым интонированием, формируют образно - ассоциа-
тивное мышление.
Тексты для этих игр должны быть простыми - короткие стихотворения,
русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.
Пальчиковая гимнастика с элементами пластического этюда.
«Стояла изба в деревушке,
В ней жили смешные старушки
Бельё зашивали метёлками
Полы подметали иголками
Солили волнушки в подушке
И шли подремать на кадушке.
Упражнение «Разминаем пальчики»
«Разминаем пальчики раз-два-три - (сжимают и разжимают пальцы
Разминаем пальчики - ну-ка, посмотри! в кулак).
Вот бежит Лисичка, раз – два – три, - (плавные движения руками)
Хитрая сестричка, ну –ка, посмотри!
Лепим, лепим,личико раз – два – три - (легко пробежаться пальцами по
Что же получилось? Ну-ка, посмотри! лицу)
«ПАЛЬЧИКИ – МАЛЫШКИ»
Педагог: Девочки и мальчики,
Поиграем в пальчики?
1. Пальчики- малышки в домиках живут
Позовём их в гости и они придут
2. Вот они шагают, в гости к нам идут,
Пальчики- малышки песенку поют
3. Пляшут наши пальчики. Музыка,играй! Веселятся пальчики, ты им помогай
4. Пальчики устали, хватит им плясать
Убежали в домики,будут отдыхать.
«Зайчик и ушки»
Пальцы в кулачки. Шевелить «ушами» (указательным и средним пальцами).
«Ушки длинные у Зайки Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет Веселит своих зайчат».
«Птенчики в гнезде»
«Птичка крылышками машет
И летит в своё гнездо» - взмахи руками.
«Птенчикам своим расскажет,
Где, она взяла зерно» -обхватить пальцы прав. руки ладонью лев.
«Разевает птенчик рот
Маму, маму он зовёт» - соединять и разьединять пальцы
«Мячик»
«Раз – два – три - 3 хлопка
Беру я мяч, - соединить Б. и Указ. пальцы - «мяч»
Раз – два – три - 3 хлопка
Он мчится вскачь - набивать мяч.
Раз – два – три - 3 хлопка
Бегу за ним - «бегу», руки согнуты в локтях.
Красно- жёлто-голубым - сжимать и разжимать пальцы в кулак.
Массаж пальцев «Грачи»
«Лепим, лепим,куличи - «лепят»
Прилетели к нам грачи - «машут крыльями»
1й грач - испёк пирог, - поочерёдно массировать каждый палец,
начиная с большого
А 2й ему помог
3 й грач накрыл на стол
А 4 й вымыл пол
5 й долго не зевал,
И пирог у них склевал
1, 2, 3, 4, 5! - постучать пальцами по коленям
Выходи грачей считать» - поочерёдно загибать пальцы, быстро
вытянуть руки вперёд.
«Бойцы – молодцы»
«Пальцы эти - все бойцы - ладоши раскрыты
Молодые молодцы - сжать пальцы в кулаки и поочерёдно
Два больших и крепких малых разжимать пальцы на двух руках
И солдат в боях удалых одновременно, начиная с больших.
Два гвардейца храбрых,
Два сметливых молодца,
Два героя безымянных
Но в работе очень рьяных!
Два мизинца – коротышки
Очень славные мальчишки!»
«Кря! Кря! Кря!»
«Пять маленьких, худеньких, глупых утят - расправить пальцы
За мамою уткой угнаться хотят - ходьба на месте, поочерёдно
поднимая кисти рук
Угнаться за мамою – Уткой, - погрозить пальцем
Серьёзное дело – не шутка,
Но коротка прогулка, близки берега, - развести руки в стороны,
4 утёнка кричат «Кря! Кря! Кря!» затем приблизить друг к другу.
«Птичка»
«Птичка, птичка! - одной рукой зовут,другая рука «чашечка» На тебе водички
Спрыгни с веточки ко мне, - сыпать «корм» одной рукой на другую.
Дам я зёрнышек тебе!»
«Клю! Клю! Клю!» - стучать по коленям указательным пальцем в разных ритмах.
«Кошка»
«Посмотрели мы в окошко - пальцами рук делают «окошко»
По дорожке ходит кошка - «бегают» указательным и средним пальцами
правой руки по левой
С такими усами! С такими глазами! – показывают «усы», «глаза»
Кошка песенку поёт, - «зовут» правой рукой.
Нас гулять скорей зовёт!
«Мишка»
Мишка по лесу ходил, - ударяют ладонями по коленам
Звонки песни выводил:
«Тру- ру - ру! Тру- ру- ру!» - «играют пальцами на «дудочке
Всем я лапотки сплету,
Себе большие,жене поменьше, - по очереди загибают пальцы
Сыночку с носочком, дочке с цветочком, (большой, указательный,ср., А соседу – Заиньке, без-й, миз-ц.) Сплету лапти маленькие.» - указательными пальцами обеих
рук показать «маленький» размер
«Моя семья»
- Этот пальчик большой - это папа дорогой (дети по очереди разгибают
- Рядом с папой - наша мама пальцы, начиная с большого)
- Рядом с мамой - брат старшой
- Вслед за ним сестрёнка - милая девчонка
- И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш
ВЕСЁЛЫЕ ИСТОРИИ
«Кит и кот»
Без хлопот и без забот жили –были кит и кот (хлопки по коленям поочерёдно
правой и левой руками)
Как-то спорил Кит с котом – (круговые движения кистей рук,имита-
ция прыжка дельфина из воды)
У кого уютней дом
Кит сказал:» Мой дом вода (соединить кисти рук, волнообразные
И постель там и еда. движения)
А ещё там есть планктон, (показать жест «класс» большими
Ох, скажу и вкусен он. пальцами)
Много здесь друзей китов,
(разжать кулачки, махать ладонями)
Нет кусачих комаров
Так что Васька не зевай,
Заплывай ко мне на чай» (имитация плавательных движений)
Отвечал на это кот
«Кто же в сырости живёт? (вытянуть ладоши и поднять плечи)
Я живу под тёплой крышей,
Здесь сметана есть и мыши («сложить крышу дома» над головой)
И ещё живот я грею
У любимой батареи (погладить живот)
И ещё - бродить по свету
Можно и по Интернету (игра пальцами по клавиатуре)
Лучше ты ко мне давай,
Здесь не пруд, а просто рай.» (звать ладошами)
Тут конец стихотворенью
И мораль для впечатленья : (хлопки в ладоши)
Каждый дома пусть живёт,
Кит - в воде, (волнообразные движ. сложен. руками)
Под крышей - Кот. (сложить «крышу дома»).
«ВРЕДНЫЕ ЖИТЕЛИ»
Загрустили тараканы - (пальцы в кулаке,шевелить указ. и ср. пальцами)
Гонят их из-под дивана
Выметают из щелей
Этих вредных жи-те-лей – (движения кистями рук вправо и влево)
Хнычут насекомые:
«Пропадём без дома мы! – (тереть кулачками глаза)
Трудно быть козявкою,
Когда бьют вас тряпкою. - (похлопывающие движения кистями рук
верх – вниз)
Не гоните нас из дома,
Добрых. рыжих насекомых, - (обняли себя за плечи и погладили)
Мы же ведь домашние И совсем не страшные - (гладят себя по щекам)
Вы ж на кошку и Барбоса
Не шипите дихлофосом - (качают головой)
Почему ж на нас тогда
Льётся с хлоркою вода? - (поднять плечи)
Им в ответ сказали люди :
«С вами мы дружить не будем. –(топать ногами)
Убирайтесь восвоясь,
Там, где сор, и там, где грязь» -(движения рук от себя)
Песенка- распевка с пальчиковой гимнастикой
«Минутка и часик»
Здравствуй, здравствуй, братец Час! (качают руками влево-вправо)
Тик-так, тик- так.
Посмотри скорей на нас!
Тик-так, тик-так.
Все ребята знать хотят почему часы стучат?
Тик-так, тик-так, так (хлопают в ладоши)
Вот минутка побежала, (качают пальчиками влево – вправо)
Тики-тики-так, тики-тики-так!
Ровный круг нарисовала. (рисуют воображаемый круг)
И пока прошёл часок, (качают пальчиками влево – вправо)
Сделала ещё кружок.
Тики-тики-тики-так.
Пальчиковая игра - шепталка «Мышка- Маша»
Мышка Маша тихо встала, (соединить ладошки – «мышка»
По горшочкам пошуршала. (трут ладошкой о ладошку)
Мышка Маша любит кашу,
Целый ковшик варит Маша. («мешают кашу ложкой»)
Наша каша горяча! (сжимают и разжимают пальцы)
Шу-шу-шу,ша-ша-ша. (поворачивают голову вправо, влево)
Кушай кашку не спеша. (грозят указательным пальцем)
Шу-шу-шу,ша-ша-ша. (поворачивают голову вправо, влево)
Как же каша хороша! (хлопают в ладоши)
Пальчиковая сказка «Облака»
(Воспитатель показывает руками всё, о чём рассказывается в сказке)
Однажды Львёнок и Черепаха лежали на песке и рассматривали проплывающие в небе облака.
Львё нок: Смотри, Черепаха, это облако похоже на тебя!
Черепаха: Совсем не похоже, это же белоснежный лебедь!
Львё нок: А вот скачет маленький зайчик, он шевелит ушами.
Черепаха: Посмотри - плывёт большое облако, будто огромная собака!
Львё нок: Ха-ха-ха! Какая же это собака, это петушок, он клюёт зё рнышки и кричит : «Ку-ка-ре-ку!»
Черепаха: Интересно, на что похоже это тёмное серое облако?
Львё нок: Это туча! Сейчас начнётся гроза! Скорее побежали домой!
Черепаха: Но я не могу бегать, я же такая медлительная!
Львё нок: Тогда садись скорее мне на спину, поехали! Львёнок и Черепаха,
Испугавшись дождя, отправились домой.
Комплекс пальчиковой гимнастики «На море»
«Дельфин»
(Дети соединяют руки, изображая дельфина, делают волнообразные движения)
Если в море с курса сбился,
Если ветер разозлился.
Ты моряком отважным будь – Дельфин укажет верный путь!
«Бинокль»
(Пальцами рук делают «очки» вокруг глаз)
Всё, что очень далеко,
Всё, что очень высоко.
Что не видишь ты порой
Вижу я в бинокль свой!
«Штурман»
(Дети управляют штурвалом)
В бури, шторм и ураган
Судном правит штурман
Море у него в глазах,
И штурвал в его руках.
«Чайки»
Чайки по небу кружат, (имитируют руками полёт чаек)
Чайки с неба нам кричат - Буря, штиль или дожди
Будут ждать нас впереди.
Пальчиковые сказки
«Зайчата и волчата»
Педагог показывает движения пальчиками соответственно тексту, дети повторяют) «На лесной опушке в маленькой избушке
Жили – были зайки, ушки на макушке
Надо зайкам кушать. надо маму слушать.
Пять ушастеньких зайчат сидеть спокойно не хотят
Убежали, прыг - скок! Через речку на мосток.
А под старою сосной раздавался волчий вой
Волк с волчицею своей звали серых малышей :
Волчатам надо кушать, надо маму слушать
Пять зубастеньких волчат
Сидеть спокойно не хотят.
Убежали, убежали.
Только пятки засверкали.
На полянке пять зубастых
Повстречали пять ушастых:
Поглядели, помолчали
И все вместе заиграли!
Пальчиковая сказка «Поросёнок» (А. Усачёва)
Громкий звук раздался утром рано. - хлопки.
Я в окошко выглянул спросонок: - рисуют пальцами «окошко»
Розовый, весёлый, аккуратный - гладят себя по голове.
На машине ехал Поросёнок - прижимают пальцем кончик носа.
Поросё нок был красив собою: - «рисуют» пальцами клеточки.
Был костюмчик в клеточку на нём.
Он вертел довольно головою, - вертят головой
Вместе с головой вертел рулём - «крутят руль»
На копытцах – белые перчатки, - гладят руки
И панамка вышита цветами : - делают руками «домик»
Ехал он на травке поваляться - крутят руль
Или же в деревню в гости к маме….
Ехал Поросёнок на рассвете, - поднимают руки вверх
Розовый,похожий на зарю…. - описывают руками дугу.
И, предупреждая всех на свете, - грозят пальцем.
Нажимал на пятачок: - прижимают пальцем кончик носа.
- Хрю – хрю! - говорят «хрю-хрю!».
На детской площадке
(Цикл пальчиковых игр)
«Песочный дом»
Вот песочница большая (разводят руки в стороны) с крышею в горошек. (руки «домиком над головой)
Из песка мы строим дом, (стучат кулачком о кулачок)
В доме пять окошек. (раскрывают ладонь – «пять»)
Первое - для Зайчика (загибают на левой руке пальчики)
Второе - для совочка
В третьем куколка стоит,
В четвёртом - два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку. (ладошки «спят под щёчкой)
Только кошке места мало. (грозят указательным пальчиком)
Прыг! И домик наш сломала! (шлёпают ладошками по коленям)
«Куклы спят»
В ряд колясочки стоят, (разводят руки в стороны)
Куколки в них крепко спят. (ладошки «спят» под щёчкой)
Девочки всем мальчикам (грозят указательным пальчиком
Пальчиком грозят : правой руки)
- Тише, тише, не шумите!
Наших дочек не будите
«Мячик»
Прыг-скок! Прыг-скок! (прыгают и хлопают в ладоши)
Красный бок, синий бок!
Это разноцветный мячик (словно лепят снежок)
Скачет, Скачет, словно зайчик! (набивают мяч)
То взлетает высоко-о-о-о! (руки вверх, тянутся на носочках)
То умчится далеко-о-о-о! (смотрят вдаль из-под «козырька» правой руки)
Прыг – скок, прыг – скок! (прыгают и хлопают)
Непоседа наш дружок!
«Веселится детвора»
Тр-р-р – машины загудели, («заводят мотор»)
Вж- ж-ж – колёса засвистели!
Отойди в сторонку, (грозят пальцем)
На площадке – гонки!
Обгоняет всех лисица (пальцами левой руки «бегут» по правой)
На машинке голубой,
А за нею кукла мчится, (пальцами правой руки «бегут» по левой)
Машет зрителям рукой.
Мишка в красном колпачке (стучат кулачками по коленям)
Едет на грузовичке.
Зайка тоже очень рад: (пальчиками «бегут» по телу вверх до шеи)
Дали зайке самокат.
Вот и финиш. Стоп. (скрестив на груди, ладошками похлопать по плечам)
Ура! Веселится детвора! (руки вверх, хлопают в ладоши)
«В лесу»
(цикл пальчиковых игр)
«Грибочки»
Как в лесу – лесочке (руки сцеплены в «замок»)
Выросли грибочки (постепенно поднимают руки вверх)
Мы корзиночку возьмём И грибочки соберё м: (левая рука - «корзина», правой - «собирают грибы»)
На лесной опушке (на левой руке по одному загибают пальцы) Красуется волнушка,
На пеньке – опята,
Дружные ребята
А в траве – лисички,
Рыжие сестрички
Подбоченившись стоит
Под берёзой боровик.
Ну а груздь на тонкой ножке
Так и просится в лукошко!
«Весёлый художник»
Весёлый художник весёлою краской (плавные движения кистями рук
В лесу на полянке цветочки раскрасил вверх – вниз)
Белой -ромашку, (загибают пальцы на правой руке по одному)
Розовой – кашку,
Фиалку – лиловой
А клевер – бордовой
Краскою синей – красивый цветок
Мой самый любимый резной василёк («фонарики»)
«Зайка»
По лесной лужайке (легко ударяют пальцами
Прыгал серый зайка
Ушками шлёп-шлёп, (показывают «ушки»)
Ножками топ – топ! (топают ногами)
Он к пенёчку прибежал,
Лапочками застучал (ритмично шлёпают по коленям)
«Тра-та-та! Тра –та-та!
Жизнь у зайки – красота!
Не боюсь я никого Даже волка самого Как услышим волчий вой –
Убежим скорей домой!» («бегают» пальчиками по коленям)
«Белочка»
Белочка-резвушка,
Лесная веселушка,
Целый день старается
На зиму запасается
С ветки – прыг,
На ветку – скок!
Раз – грибок!
Два – грибок!
Три – орешек в скорлупе,
Будет он лежать в дупле
А ещё в кладовочке На тоненькой верёвочке
Высохнет рябина,
Красная калина.
И зимою в холода
Будет белочка сыта»