Татьяна Возмищева
Пальчиковая гимнастика для тренировки мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
методические материалы
Введение
О пальчиковой гимнастике слышали все родители. О ней говорят не только педиатры, но и логопеды, психологи и другие профессионалы, специализирующиеся на здоровье и развитии ребенка.
Пальчиковая гимнастика - это комплекс специальных действий, направленных на развитие мелкой моторики рук. В него входят разнообразные упражнения, которые выполняются в игровой форме, а также массаж пальцев и ладошек.
Темочки:
Мелкая моторика — это умение ребенка держать предметы, щупать, перекатывать их в руках. В дальнейшем она необходима для рисования, письма, лепки из пластилина и других важных занятий.
Важно тренировать мелкую моторику, в первую очередь, для гармоничного и правильного развития ребенка. На руках ребенка есть множество нервных окончаний, которые воздействуют на нервную систему и мозг человека. Поэтому при массировании определенной точки можно развивать способности ребенка.
Польза пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика веселое и полезное занятие для детей. Эти упражнения не только стимулируют развитие творческих способностей и фантазии, но и выполняют ряд других важных функций:
- развитие речи. В процессе игры малыш подражает взрослому, учится понимать смысл отдельных слов.
- развитие памяти. Играя пальчиками, кроха запоминает последовательность движений и определенное положение рук. Стишки и потешки, подкрепленные действиями, запоминаются быстро и надолго. В своем сознании малыш связывает зрительные образы с текстом.
- подготовка кисти руки и пальцев к письму. При регулярном выполнении упражнений кисти и пальцы рук становятся более гибкими и подвижными, что в будущем облегчит овладение навыком рисования и письма.
- развитие внимания, воображения и артистизма. Подражание врожденная способность и ведущий вид деятельности детей. Уровень развития подражания зависит от способности малыша удерживать внимание. Малыши, прошедшие «школу пальчиковых игр» более внимательны, коммуникабельны и раскованы.
Правила выполнения пальчиковой гимнастики.
Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показываются позы пальцев и кисти, четко проговариваются слова. Сначала упражнение выполняется медленно. Если ребенок не может самостоятельно сделать нужное движение, нужно взять руку ребенка и выполнить вместе с ним. Постепенно от показа переходим к словесным указаниям. При выполнении упражнения нужно обращать внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.
Пальчиковая гимнастика для детей 5-7 лет
«Замок»
-На двери висит замок —
-Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
-Потянули, потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
-Покрутили, покрутили…
(Волнообразные движения.)
-Постучали, постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
-И открыли!
(Пальцы расцепились.)
«Помощники»
-Вот помощники мои,
(показываем ладошки)
-Как их хочешь поверни.
(наклоны кулачками влево и вправо)
-Раз, два, три, четыре, пять.
(сжимаем и разжимаем кисти)
-Не сидится им опять.
-Постучали, повертели
(стучат кулачками друг об друга, вращательные движения в одну сторону, затем в другую)
-И работать захотели.
-Поработали немного,
(потирание ладошек друг об друга)
-Но дадим им отдохнуть.
(встряхнули ладошки)
«Помиримся»
-Два больших пальца спорят :
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
-Кто главней из них двоих?
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
-Не дадим случиться ссоре
-И помирим тут же их.
(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)
«Прогулка»
-Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
-А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
-Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
-А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
-Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
-И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
«Маланья»
-У Маланьи, у старушки
( Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
-Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показывая «избушку».)
-Семь сыновей,
(Показать семь пальцев.)
-Все без бровей,
(Очертить брови пальцами.)
-Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
-Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
-Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
-Вот с такой бородой!
(Показать руками большую бороду.)
-Они не пили и не ели,
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
-На Малинью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
-И все делали вот так…
(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
«Удивительно»
-Наши пальцы сжались тесно.
-Удивительно интересно!
(Дети сжимают левую руку в кулак.)
-Видно, им прохладно стало,
(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)
-Их укроем одеялом.
(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)
«Белка»
-Сидит белка на тележке,
(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)
-Продает она орешки,
(Круговые движения кистью вправо, влево.)
-Лисичке-сестричке,
(Разогнуть большой палец.)
-Воробью,
(Разогнуть указательный палец.)
-Синичке,
(Разогнуть средний палец.)
-Мишке толстопятому,
(Разогнуть безымянный палец.)
-Заиньке усатому.
(Разогнуть мизинец.)
-Вот так!
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
«У Петиной сестрицы»
-У Петиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
-По деревне небылицы:
(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
-Ходит утка в юбке,
-В теплом полушубке,
-Курочка — в жилете,
-Петушок — в берете,
-Коза — в сарафане,
-Заинька — в кафтане.
(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)
«Магазин»
-Мы пришли в магазин.
(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)
-Мы купили торт — один,
(Показывают 1 палец.)
-Плюшек — две,
(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)
-Ватрушек — три,
(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)
-А киви купили — сразу четыре!
(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)
«Подарки»
Пальцы в гости к нам пришли
И подарки принесли.
Будем мы их представлять
И подарки принимать.
Вот большой, он палец мудрый,
Книгу хочет нам вручить.
Указательный придумал
Нам фонарик подарить.
Средний нам принес коробку.
Интересно, что же в ней?
Пластилин есть и бумага
И набор карандашей.
Безымянный — славный мальчик,
Всем друзьям принес он мячик.
А малыш — мизинчик
Игрушечный автомобильчик.
Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»
И продолжим заниматься.
(Выполнять движения соответственно тексту.)
«Белка»
(Сгибаем поочередно пальчики)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
И заиньке усатому.
«В гости»
-В гости к пальчику большому
(Большой палец отогнуть, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)
-Приходили прямо к дому
-Указательный и средний,
-Безымянный и последний.
-Сам мизинчик-малышок
-Постучался на порог.
-Вместе пальчики — друзья,
-Друг без друга им нельзя!
(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)
«Дружная семейка»
-Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
-Это папа дорогой.
-Рядом с папой — наша мама.
-Рядом с мамой — брат старшой.
-Вслед за ним сестренка —
-Милая девчонка.
-И самый маленький крепыш —
-Это славный наш малыш.
-Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько раз.)
«Приготовили обед»
-Сели как-то мы обедать
(Имитация движения ложкой.)
-И позвали в дом соседей.
(Позвать движением ладони к себе.)
-Скатерть белую накрыли,
(Движения разглаживаем скатерть.)
-Ложки, вилки разложили,
(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)
-Хлеб нарезали и сыр,
(Движения вверх и вниз ребром ладони.)
-Приготовили гарнир,
(Резкое потирание кончиками пальцев.)
-Помешали его в чашке
(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)
-И добавили колбаски.
(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)
-А из фарша всем котлеты
-Жарили мы без диеты.
(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)
-Посолили, поперчили,
(Мелкие движения щепотью пальцев.)
-Замесили. Не забыли
(Сжимание и разжимание пальцев рук.)
-Лук сердитый положить
(Показать «сбор слез» в ладонь.)
-И скорее все закрыть.
(Хлопок в ладонь горизонтально.)
-Наготовились, устали,
-Печь пирожное не стали.
(Провести по лбу тыльной стороной руки.)
«У девочек и мальчиков»
(Поочередно на обеих руках загибаем пальцы)
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков :
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
«Колючий клубок»
(соединить руки, пальцы как «в замок» - имитируем колючки, большие пальцы вытянуты вперед и соединены между собой – нос у ежа, поднимаем пальчики и опускаем – шевелим колючками)
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Чтобы волк не уволок,
Превратился еж в клубок.
(прижимаем пальцы)
«Смелый капитан»
-На корабле из дальних стран
(Показать «корабль».)
-Плывет отважный капитан.
(Показать капитана.)
-Из тесной рубки у штурвала,
(Крутят штурвал.)
-В бинокль видел он немало.
(Смотрят в «бинокль».)
«Мизинчик»
(Поочередно соединяем мизинец левой руки с другими пальцами левой руки)
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
(Совмещаем мизинец левой руки поочередно с пальцами правой руки)
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!
«Пальчики»
(Загибаем поочередно пальцы)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
(разгибаем все пальцы)
В детский сад идти пора!
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!
«Русская народная»
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
«Зверята»
(Начинаем встречать пальцы двух рук поочередно, начиная с большого, рога - мизинцы)
Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.
«Русская народная»
-Стала Маша гостей собирать
(хлопайте в ладоши)
-И Иван приди
(кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца,
-И Степан приди,
-Да и Андрей приди,
-Да и Матвей приди,
-А Митрошечка ну, пожалуйста!
(указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)
-Стала Маша гостей угощать
(хлопайте в ладоши)
-И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
-И Степану блин,
-Да и Андрею блин,
-Да и Матвею блин,
-А Митрошечке мятный пряничек!
(большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша гостей провожать
(хлопайте в ладоши)
-Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на -левой руке)
-Прощай, Степан!
-Прощай, Андрей!
-Прощай, Матвей!
«Дом»
-На горе мы видим дом ( сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
-Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
-Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
-Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
-Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
-За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
-Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
-К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
-В дверь стучимся: тук-тук-тук.
(кулаками по столу)
-Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
-В гости к другу мы пришли
-И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
«Капустка»
-Мы капустку рубим-рубим,
(стучим торцевой частью руки по ладошке)
-Мы капустку солим-солим,
(соединяем кончики пальцев и трем, как будто солим)
-Мы капустку трем-трем,
(трем ладошками друг об друга)
-Мы капустку жмеме-жмем.
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
-Мы марковку трём-трём,
(трем ладошками друг об друга)
-Мы огурчик режим-режим
(режущими движениями торцевой частью ладони проводим по ладошке)
-Весь салатик мешаем-мешаем
(круговые вращения кистями)
-Получился салат люкс.
(показываем большой палец)
«Хватальцы, держальцы»
-На моей руке пять пальцев,
(показываем ладошки)
-Пять хватальцев, пять держальцев.
(хватальцы – смыкаем кончики пальцев, держальцы – сжимаем крепко кулачки)
-Чтоб строгать и чтоб пилить,
(строгать – потираем вертикально ладошки, пилить – торцевой частью руки трем сначала одну ладонь, потом меняем)
-Чтобы брать и чтоб дарить.
(разгибаем ладошки вперед, сгибаем ладоши на себя)
-Их нетрудно сосчитать:
-Раз, два, три, четыре, пять!
(поочередно на обеих руках загибаем пальцы)
«Имена пальцев»
(Читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик)
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!
«Крепенькие пальчики»
-Дружно пальцы встали в ряд
(покажите ладони)
-Десять крепеньких ребят
(сожмите пальцы в кулак)
-Эти два – всему указка
(покажите указательные пальцы)
-Все покажут без подсказки.
-Пальцы – два середнячка
(продемонстрируйте средние пальцы)
-Два здоровых бодрячка.
-Ну, а эти безымянны
(покажите безымянные пальцы)
-Молчуны, всегда упрямы.
-Два мизинца-коротышки
(вытяните мизинцы)
-Непоседы и плутишки.
-Пальцы главные средь них
(покажите большие пальцы)
-Два больших и удалых
(остальные пальцы сожмите в кулак)
«Пошли пальчики гулять»
-Пошли пальчики гулять,
(пальчики правой и левой рук идут по столу поочередно – пальчиком медленно или быстро стучим по столу)
-А вторые – догонять.
-Третьи пальчики – бегом,
-А четвертые пешком.
-Пятый пальчик поскакал
-И в конце пути упал.
(руки ладошками вниз кладутся на стол)
«В гости приходили»
-В гости к пальчику большому
-Приходили прямо к дому
-Указательный и средний,
(показываем те пальцы, которые называем)
-Безымянный и последний
-Сам мизинчик-малышок
-Постучался об порог.
(стучим мизинцем по столу)
-Вместе пальчики-друзья,
-Друг без друга им нельзя.
(сцепить руки в замок и покрутить)
«Будем пальчики считать»
(поочередно загибаем пальцы)
-Раз, два, три, четыре, пять,
-Будем пальчики считать!
-Крепкие, дружные,
-Все такие нужные.
(сжимаем пальцы в кулачок и разжимаем – несколько раз)
-На другой руке опять:
-Раз, два, три, четыре, пять!
-Пальчики быстрые,
-Хотя не очень… чистые.
(сжимаем пальцы в кулачок и разжимаем – несколько раз)
«Все умеют пальцы»
-Мои пальчики расскажут,
-Все умеют, все покажут
(поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу)
-Пять их на моей руке.
-Все делать могут,
-Всегда помогут.
(хлопать в ладоши)
-Они на дудочке играют,
-Мячик бросают,
-Белье стирают,
-Пол подметают,
-Они считают,
-Щиплют, ласкают,
-Мои пальцы на руке.
(подражать движениям, соответствующим содержанию стихотворения)
«Игрушка»
(Сжать ручки в кулачки и разгибать пальчики)
-Есть у нас игрушка:
-Это – погремушка,
-Это – толстый мишка,
-Это – чудо-книжка,
-Это – неваляшка,
-Это – кукла Машка!
-Раз, два, три, четыре, пять,
-Будем снова проверять!
«Кто живет в деревне»
-Кто в деревне живет?
(поочередно загибать пальцы на одной руке)
-Лежебока – рыжий кот.
-Маленький теленок,
-Желтенький цыпленок,
-Белая овечка,
-Мышка под крылечком!
-Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибаем пальцы обратно)
-Их не трудно сосчитать!
(быстро сжимаем и разжимаем пальцы руки)
-Кто в лесочке живет?
(поочередно загибать пальцы на другой руке)
-Под корягой - старый крот,
-За горой лисенок,
-В ельнике - лосенок.
-Под кустом – лисичка,
-На сосне – синичка!
-Раз, два, три, четыре, пять,
-Будем пальцы загибать.
(быстро сжимаем и разжимаем пальцы руки)
«Стирка»
-Не плачь, куколка моя,
-Остаешься ты одна.
-Не могу с тобой играть,
-Нужно мне перестирать:
(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы)
-Твои платья и носки,
-Твои юбки и чулки,
-Свитер, варежки, жакет,
-Шапочку, цветной берет.
(загибать поочередно пальцы)
-Я налью воды чуток,
-В таз насыплю порошок.
-Пену снежную взобью,
-Постираю и пойду.
-Пока светит солнышко,
-Натяну веревочку.
-К ней одежду прикреплю,
-Ветерком все просушу.
-Утюгом туда-сюда
-Белье быстро глажу я.
(имитировать движения, описанные в стихотворении)
-Поработали вдвоем,
-А теперь и отдохнем.
(положить ладони на стол или на колени)
«Дождик»
-Дождик, дождик, веселей!
(каждым пальчиком правой руки стучат по левой ладошке)
-Капай, капай, не жалей!
(каждым пальчиком левой руки стучат по правой ладошке)
-Только нас не замочи!
(изображать пальчиками «брызги»)
-Зря в окошко не стучи!
(правый кулачок стучит 2 раза по левому, затем меняем руки)
-Брызни в поле гуще:
(изображать пальчиками «брызги»)
-Станет травка гуще!
(скрестить ладоши - пальцы растопырены)
«Деревья»
-Вот деревья:
(Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами)
-Клен, рябина, липа,
-Дуб, береза, вяз,
-Ясень, тополь, елка, пихта,
-Мы в лесу встречаем вас.
(Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке)
«Ёлка»
(Ладони отвести от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперед. Локти слегка развести)
-Елка быстро получается,
-Если пальчики сцепляются.
-Локотки ты подними,
-Пальчики ты разведи.
«Хвойные деревья»
(Дети поднимают вверх переплетенные пальцы правой и левой рук, изображая ветку хвойного дерева. Загибают или разгибают по очереди пальцы на руке)
-В иголках-хвоинках
-Сосна, пихта, елка
-И кедр могучий,
-Он тоже в иголках.
-У лиственницы – иглы-хвоинки
-Хотя они нежные,
-Словно травинки.
-У этих деревьев хвоинки растут
-Поэтому хвойными все их зовут.
«На что похожи листья?»
(Загибать или разгибать по очереди пальцы на руке, рассказывая стихотворение)
-Дубовый листок в завитушках
-Немного похож на барашка.
-Осиновый лист – будто шарик
-Или с длинным хвостом черепашка.
-Лист липовый словно сердечко.
-Кленовый похож на ладошку.
-Каштановый лист, словно веер,
(Машут рукой с разжатыми пальцами, как веером)
-Сейчас помашу им немножко.
«Дерево»
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырить и поднять вверх. Шевелить кистями и пальцами)
-У красы-березки
-Платье серебрится.
-У красы-березки
-Зеленые косицы.
-Со двора к березке
-Выскочили козы.
-Стали грызть березку,
-А березка в слезы.
«Листочки»
(Сложить руки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их, растопырив пальцы)
-Ты весною видел чудо?
-Как из маленькой из почки
-Появляются листочки.
«Собираем листики»
-Раз, два, три, четыре, пять –
(Отгибать пальчики)
-Будем листья собирать.
Кулачки сжимать и разжимать.
-Листья березы, листья рябины,
-Листики тополя, листья осины.
-Листики дуба мы соберем,
(Загибать пальчики)
-Маме осенний букет принесем.
(Изобразить фонарики)
«Две больших сосны»
-Две больших сосны
(Поднять руки вверх)
-Стояли рядом,
-А меж ними елочка росла.
(Опустить руки вниз и отвести немного в стороны)
-Две сосны
-Подружку укрывали,
(Поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону)
-Чтоб вершинку
-Ветры не сломали,
-Чтоб красивой елочка была.
(Поставить руки на пояс и поворачиваться из стороны в сторону)
«Лес»
-Сосны, ели,
(Ладони сомкнуты, пальцы соединены попарно)
-Дубы, березы, клены…
(Постукивать пальцами друг о друга)
-Это лес – он наш друг зеленый!
(Пальцы рук соединить в «замок»)
-Добрый друг, он шумит, поет,
(Покачивание раскрытых ладоней влево-вправо)
-И в прохладную тень зовет.
(«зовущие» движения пальцами рук)
«Ветерок»
-Ветер дует нам в лицо
(«машут» кистями рук к себе.
-И качает деревцо.
(Руки подняты, кисти качаются вправо – влево)
-Ветерок все тише, тише.
(Плавные движения кистями вверх-вниз)
-Деревцо все выше, выше.
(Руки поднять вверх, потянуться)
«Лес»
-Всем в лесу на удивленье
Трут ладони друг о друга.
-Разные растут деревья:
Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья.
-Вот уперлась в небеса
-Вся смолистая сосна.
(Локти соединить – ствол, ладони раскрыть – крона)
-Распустила ветви-косы
-Белоствольная береза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
-Как во полюшке былинка,
-Тонкая растет осинка.
(Показать указательный палец, остальные в кулаке)
-Дуб раскинул свои ветви,
-И не страшен ему ветер.
(Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены)
-Липа цветом зацвела,
-Пчелок в гости позвала.
(Круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)
«Ель»
-Ель иголки распушила
(Руки в стороны вниз, пальцы растопырены)
-И грибочки все закрыла.
(Указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)
-Шелестят листвой деревья,
(Трут ладони друг о друга – «шуршат»)
-Словно разговор ведут,
-Руки-ветви распустили,
(Стряхнуть ладони)
-Птичек в гости к себе ждут.
(Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны – птицы).
«Гроза»
-Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
-Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
-Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
-Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
-Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
-Разбежалась детвора
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
-В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
-Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
-А потом из тучи солнце
-Вновь посмотрит нам в оконце!
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
«Вертолет»
Быстро лопасти крути
Вертолет, лети, лети.
(Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это – «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.)
«Большой братец»
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу.
(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять и выполнять круговые движения.)
«Оса»
Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки вперед и вращать им, затем тоже самое – пальцем левой руки.)
Рекомендуемая литература:
1. Пальчиковые игры : [развиваем мышление, речь, мелкую моторику : для совмест. досуговой деятельности детей и родителей / авт. -сост. Е. Шарикова ; худож. Т. Чижкова]. – М. : Стрекоза, 20с. : цв. ил.
2. Умные ручки: пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет: [практ. пособие] / авт. -сост. Андрей Хвостовцев. - Новосибирск: Сибир. университет. изд-во, 2008. – 151 с. : ил. - ( Умница: для детей и взрослых).
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. – 48с.