Юлия Вострова
Пальчиковая гимнастика как средство, развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов", сказал еще Аристотель.
Пальчиковые игры действительно являются важным элементом развития детей раннего возраста. Они представляют собой простые движения пальцами и руками, которые сопровождаются стихами, песенками или короткими рассказами. Эти игры помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, внимание, память и речь.
Когда ребёнок выполняет определённые движения пальцами под ритмичное чтение стихов, это стимулирует развитие его мозга. Нервные окончания пальцев связаны с различными участками коры головного мозга, поэтому активные действия руками способствуют активизации различных зон мозга, отвечающих за речь, мышление, воображение и другие важные функции.
Кроме того, пальчиковые игры создают эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, что также положительно влияет на психическое и социальное развитие малыша. Это делает их отличным инструментом для гармоничного воспитания и обучения.
Еще издавна, пальчиковые игры были распространены в самых разных странах мира. В Китае пользуются популярностью упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии активно используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. А у нас в России с малых лет учат играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». На сегодняшний день специалисты возрождают старые игры и придумывают новые.
Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям и педагогам. Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры не только развивают мелкую моторику, но и помогают детям осваивать пространственные понятия, такие как "вправо", "влево", "вверх" и "вниз". Это важный этап в развитии координации движений и ориентации в пространстве.
В процессе таких игр дети учатся управлять своими движениями, что способствует улучшению общей двигательной активности и развитию межполушарного взаимодействия. Когда ребёнок использует обе руки одновременно, он тренирует свои навыки симметричных движений, что полезно для формирования более сложных двигательных навыков в будущем.
Также важно отметить, что многие пальчиковые игры включают элементы сюжетной линии, что помогает детям развивать фантазию, воображение и творческое мышление.
Пальчиковая гимнастика включает различные виды упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, координации движений, речи и воображения у детей. Вот основные виды пальчиковой гимнастики:
1. Ритмические упражнения
Эти упражнения выполняются под ритм стихов, песенок или считалок. Примеры:
«Сорока-белобока» – классическая игра, где взрослый загибает пальцы ребенка по очереди, проговаривая стишок.
«Ладушки» – популярная игра, когда ребенок хлопает в ладоши, а затем прикладывает ладони к щекам.
2. Игры с использованием предметов
В этих играх используются небольшие предметы (игрушки, карандаши, пуговицы, чтобы стимулировать работу пальцев.
Катание шариков – ребёнок катает маленькие шарики между пальцами.
Нанизывание бусин – дети нанизывают бусы на нитку, развивая точность движений.
3. Сюжетно-ролевые игры
Игры, основанные на сюжете сказки или истории, где каждый палец может изображать определенного персонажа.
«Коза рогатая» – игра, в которой указательный палец и мизинец одной руки изображают рога козочки.
«Семья» – каждый палец представляет члена семьи, и они взаимодействуют друг с другом.
4. Массажные упражнения
Упражнения, направленные на расслабление мышц кисти и улучшение кровообращения.
Массаж пальцев – поглаживание каждого пальца от основания до кончика.
Растирание ладошек – круговыми движениями растирается каждая ладонь.
5. Динамическая гимнастика
Включает быстрые смены положений пальцев и кистей рук.
«Волны» – движение всех пальцев вверх-вниз, имитируя волны.
«Зайчики» – сгибание и разгибание пальцев, имитируя ушки зайца.
6. Точечные упражнения
Направлены на развитие точности движений и концентрации внимания.
Рисование пальцем в воздухе – ребёнок рисует буквы, цифры или фигуры в воздухе.
Игра с сенсорными ковриками – малыш ощупывает разные текстуры пальцами.
7. Имитационные игры
Дети воспроизводят движения животных, людей или предметов.
«Петух» – большой палец и указательный образуют клюв петуха.
«Человечек» – все пальцы соединены вместе, изображая человечка.
8. Упражнения на растяжение
Помогают улучшить гибкость суставов и эластичность связок.
Разведение пальцев в стороны – максимальное разведение пальцев в разные стороны.
Соединение большого пальца с остальными – поочередное касание большим пальцем остальных пальцев.
Эти виды пальчиковой гимнастики могут быть адаптированы для разных возрастных групп и уровней развития детей. Важно помнить, что регулярные занятия пальчиковой гимнастикой способствуют всестороннему развитию ребёнка и улучшают его готовность к обучению письму, чтению и другим навыкам.
Пальчиковая гимнастика имеет огромное значение для развития детей, особенно в раннем возрасте. Она оказывает положительное влияние на несколько аспектов их физического, умственного и социального развития. Рассмотрим подробнее основные аспекты её значения:
1. Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика — это способность выполнять точные движения пальцами и кистями рук. Развитие этой способности необходимо для выполнения многих повседневных задач, таких как письмо, рисование, застегивание пуговиц и многое другое. Пальчиковая гимнастика активно развивает мышцы и суставы пальцев, улучшая координацию движений.
2. Стимуляция речевого развития
Научно доказано, что центры мозга, ответственные за речь и мелкую моторику, находятся рядом. Поэтому, когда ребёнок активно работает пальцами, это стимулирует развитие соответствующих участков мозга, что положительно сказывается на формировании речи. Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогают быстрее освоить навыки говорения и расширить словарный запас.
3. Улучшение когнитивных функций
Пальчиковая гимнастика способствует развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Во время игр дети запоминают стихи, песни и последовательности движений, что улучшает их способность концентрироваться и удерживать информацию. Кроме того, создание образов через движения пальцев стимулирует творческую активность.
4. Формирование пространственных представлений
В ходе занятий дети учатся различать направления («вправо», «влево», «вверх», «вниз», что помогает им лучше ориентироваться в пространстве. Это важный шаг в подготовке к освоению письма и чтения, так как эти навыки требуют понимания расположения объектов относительно друг друга.
5. Социальное взаимодействие
Совместные занятия пальчиковой гимнастикой с родителями или другими детьми укрепляют социальные связи. Ребёнок учится работать в команде, следовать указаниям взрослого и сотрудничать с окружающими. Это формирует основы коммуникативных навыков и учит уважительному отношению к партнёрам по игре.
6. Эмоциональное развитие
Занятия пальчиковой гимнастикой вызывают положительные эмоции у детей. Они получают удовольствие от процесса игры, что способствует формированию позитивного отношения к обучению и развитию. Это также укрепляет связь между ребенком и родителем, создавая атмосферу доверия и взаимопонимания.
7. Подготовка к школе
Регулярная практика пальчиковой гимнастики готовит руку ребёнка к письму. Улучшенная координация движений позволяет легче овладеть навыком написания букв и цифр, что является важной частью подготовки к школьному обучению.
Таким образом, пальчиковая гимнастика играет ключевую роль в комплексном развитии ребёнка, способствуя физическому, интеллектуальному и эмоциональному росту.
Запомните уважаемые родители, что благодаря пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие упражнения и игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.