Приложение МААМ

Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста

Ирена Плужникова
Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В жизни существует непродолжительный, но увлекательный период, когда детский мозг способен на максимальное формирование и обучение – это дошкольный возраст, который называют "нежным возрастом". Поэтому вопрос развития ребенка требует особой осторожности и нежности. Обратите внимание, как с радостью и вниманием ребенок усваивает новые знания и умения без внешней мотивации, с легкостью и азартом.

Известные люди высказывались о важности пальчиковой гимнастики :

Публикация «Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. " - В. А. Сухомлинский.

"Рука – это инструмент всех инструментов. " - Аристотель.

"Рука – это своего рода внешний мозг. " - Кант.

Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» о потребностях маленького ребенка писал так: "…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер, форму предметов. О свойствах, окружающих его, вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…"

"Пальчиковая гимнастика" — это веселое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Простые движения помогают снять напряжение не только с рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит. И вот почему.

Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон. Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека, имеют особое значение в коре головного мозга, особенно в большом пальце. Они находятся рядом с органами речи и слуха и имеют тесную связь. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки готовят почву для последующего развития речи.

Цель "пальчиковой гимнастики" - развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии возникают образы предметов и явлений, а в левом находят свое словесное выражение. Чем крепче эта связь, тем активнее мыслительные процессы и точнее внимание и мышление.

"Пальчиковая гимнастика" — это великолепный и универсальный дидактический материал для многих видов деятельности, особенно для развития речи.

"Пальчиковые игры" - хороший помощник в подготовке руки ребенка к обучению школе и письму. Чтобы параллельно развивалась речь, можно использовать небольшие стишки, считалки, песенки. Параллельно соотносить движения с текстом, сначала простыми, а затем усложнять. Ребенок разовьет внимательность, сосредоточенность и положительные эмоции между взрослым и ребенком.

Что же происходит, когда ребенок занимается «Пальчиковой гимнастикой»?

«Пальчиковая гимнастика» является эффективным методом развития речи у детей. Она не только создаёт благоприятный фон, но и развивает умение подражать взрослому, а также помогает воспитывать внимание и понимание смысла речи. Речь, сопровождаемая движениями пальцев, становится более выразительной и доступной для малыша. Ритмичность стихотворной формы помогает согласовать речь и движения, а использование коротких стихотворных строчек при выполнении упражнений делает речь чёткой, ритмичной и яркой.

В начале дети просто повторяют движения, однако на подсознательном уровне происходит расширение их словарного запаса, развитие навыков построения предложений и использования грамматических форм. Позже ребёнок сам будет стремиться озвучить свои действия.

Проведение «Пальчиковой гимнастики» способствует развитию памяти у детей. Они учатся запоминать положения рук и последовательность движений. Дети легче и быстрее запоминают текст, подкреплённый движениями, чем при обычном прочтении. Они начинают связывать зрительные образы с соответствующим текстом.

Также «Пальчиковая гимнастика» способствует подготовке руки к письму. После освоения упражнений руки и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что облегчает овладение навыком письма. Сильные, умелые и ловкие пальчики малыша являются залогом его будущих успехов в письме, рисовании, рукоделии и других видов деятельности.

"Пальчиковая гимнастика" также способствует развитию внимания у детей. Подражание является врождённой способностью детей, однако не у всех оно развито одинаково. Этот метод помогает развить внимание, научиться концентрировать и правильно распределять его.

Использование "Пальчиковой гимнастики" развивает воображение у детей. Дети начинают создавать образы с помощью пальцев, воспроизводя движения. Их фантазия активно работает, и они могут рассказывать целые истории посредством жестов и движений пальцев.

"Пальчиковая гимнастика" также способствует развитию артистичности у детей. Эмоциональная речь подкрепляется жестами, и дети, прошедшие "школу пальчиковой игры", легче овладевают динамикой жестов. Они становятся более раскованными и коммуникабельными.

Этот метод является замечательным средством для формирования элементарных математических понятий у детей. Понятия, такие как счёт, пространственные отношения и другие, наглядно представлены и подкреплены сюжетом и жестами.

Также важны правила речевого поведения при проведении "пальчиковой гимнастики", такие как говорить много и правильно, следить за темпом речи, выслушивать ребёнка, не прерывать его и не использовать жаргонную лексику.

Проведение "пальчиковой гимнастики" позволяет помочь детям легче и комфортнее освоиться в жизненном пространстве. Оно является прекрасным способом играть и взаимодействовать с ребёнком.

Рекомендации по проведению "пальчиковой гимнастики" включают предварительное обсуждение игры с ребёнком, разогревание ладошек, выполнение упражнений в медленном темпе, демонстрацию увлечённости игрой, вовлечение всех пальцев рук, следление за правильностью выполнения движений и создание положительного эмоционального настроя. Каждое упражнение имеет своё название, длится несколько минут и повторяется несколько раз в течение дня.

Регулярные занятия являются неотъемлемым условием эффективности любых упражнений. Рекомендуется тратить на занятия около 5 минут каждый день.

Не перегружайте ребенка сложными задачами одновременно. Помните, что его внимание ограничено, и невыполнимая задача может уменьшить интерес к игре.

Постепенно заменяйте 2-3 упражнения новыми, чтобы разнообразить занятия и стимулировать развитие ребенка.

Дети часто начинают частично произносить текст в повторных играх (особенно начало или конец фразы). Со временем они запоминают текст наизусть и произносят его целиком, правильно сочетая слова с движениями.

Для лучшего усвоения игры можно использовать соответствующие иллюстрации. Вначале покажите ребенку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно объяснения станут необходимыми, и вы будете просто показывать ребенку упражнение, а он будет вспоминать, как правильно выполнять движения.

Большое значение придается "пальчиковой гимнастике" с музыкальным сопровождением. Она приносит много положительных эмоций и очень нравится детям. Распределите игры по мере их сложности.

Все игры лучше разделить на три группы:

1 группа. Упражнения для кистей рук, которые развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют сложных движений.

2 группа. Упражнения для пальцев, которые совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа. Упражнения для пальцев с динамическими движениями, которые развивают точную координацию движений, учат сгибать и разгибать пальцы рук, а также противопоставлять большой палец остальным.

Когда ребенок будет хорошо знаком с многими движениями, можно выполнять следующие игровые задания:

1. Запомнить и повторить серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и постепенно увеличивая до трех, четырех и большего количества движений.

2. "Рассказывать руками" маленькие истории, сказки, стихи и потешки. Сначала вы придумываете и рассказываете рассказ, затем предлагаете ребенку сделать свою историю.

3. Использовать иллюстрации со схемой движений рук для запоминания и репетиции движений. Первоначально ребенок запоминает движения с помощью картинки, а затем повторяет их без иллюстраций.

4. Раскладывать перед ребенком несколько карточек на столе и просить его придумать новую историю, используя картинки. Затем рассказать историю, используя движения рук.

Публикации по теме:

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека Пальчиковая гимнастика На прогулку Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками.

Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР»Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР» Картотека Пальчиковая игровая гимнастика «Знакомство» Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей, Первый палец – боковой- Называется.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Пальчиковая гимнастика необходима детям с раннего возраста. Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитие речи. Гимнастику.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Все движения организма и речевая моторика рук сказывается на развитие речи ребенка, потому что он и имеют единые механизмы. Чем раньше вы.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Речевая моторика и движения пальцев рук сказывается на развитие речи ребенка. Поэтому гимнастику надо начинать уже с детьми младшего возраста.

Пальчиковая гимнастика для детей младшей группы Упражнения первого комплекса 1 Ладони на столе (на счет раз-два пальцы врозь – вместе) 2 Ладошка-кулачок-ребро (на счет раз – два-три) 3.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»Пальчиковая гимнастика «Мебель» Мама с папой дом купили (по очереди разводим руки в стороны на слова "мама с папой", делаем домик над головой на слова "дом купили") И.

Пальчиковая гимнастика по теме «Осень» Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы по теме «Осень» (автор) Н. Немыкина. Сентябрь Раз, два, три, четыре,пять Будем пальчики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 18:59
+144Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирена Плужникова (УИ 220326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 51.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД