Лучший педагог года

Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста

Ирена Плужникова
Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В жизни существует непродолжительный, но увлекательный период, когда детский мозг способен на максимальное формирование и обучение – это дошкольный возраст, который называют "нежным возрастом". Поэтому вопрос развития ребенка требует особой осторожности и нежности. Обратите внимание, как с радостью и вниманием ребенок усваивает новые знания и умения без внешней мотивации, с легкостью и азартом.

Известные люди высказывались о важности пальчиковой гимнастики :

Публикация «Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. " - В. А. Сухомлинский.

"Рука – это инструмент всех инструментов. " - Аристотель.

"Рука – это своего рода внешний мозг. " - Кант.

Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» о потребностях маленького ребенка писал так: "…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер, форму предметов. О свойствах, окружающих его, вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…"

"Пальчиковая гимнастика" — это веселое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Простые движения помогают снять напряжение не только с рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит. И вот почему.

Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон. Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека, имеют особое значение в коре головного мозга, особенно в большом пальце. Они находятся рядом с органами речи и слуха и имеют тесную связь. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки готовят почву для последующего развития речи.

Цель "пальчиковой гимнастики" - развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии возникают образы предметов и явлений, а в левом находят свое словесное выражение. Чем крепче эта связь, тем активнее мыслительные процессы и точнее внимание и мышление.

"Пальчиковая гимнастика" — это великолепный и универсальный дидактический материал для многих видов деятельности, особенно для развития речи.

"Пальчиковые игры" - хороший помощник в подготовке руки ребенка к обучению школе и письму. Чтобы параллельно развивалась речь, можно использовать небольшие стишки, считалки, песенки. Параллельно соотносить движения с текстом, сначала простыми, а затем усложнять. Ребенок разовьет внимательность, сосредоточенность и положительные эмоции между взрослым и ребенком.

Что же происходит, когда ребенок занимается «Пальчиковой гимнастикой»?

«Пальчиковая гимнастика» является эффективным методом развития речи у детей. Она не только создаёт благоприятный фон, но и развивает умение подражать взрослому, а также помогает воспитывать внимание и понимание смысла речи. Речь, сопровождаемая движениями пальцев, становится более выразительной и доступной для малыша. Ритмичность стихотворной формы помогает согласовать речь и движения, а использование коротких стихотворных строчек при выполнении упражнений делает речь чёткой, ритмичной и яркой.

В начале дети просто повторяют движения, однако на подсознательном уровне происходит расширение их словарного запаса, развитие навыков построения предложений и использования грамматических форм. Позже ребёнок сам будет стремиться озвучить свои действия.

Проведение «Пальчиковой гимнастики» способствует развитию памяти у детей. Они учатся запоминать положения рук и последовательность движений. Дети легче и быстрее запоминают текст, подкреплённый движениями, чем при обычном прочтении. Они начинают связывать зрительные образы с соответствующим текстом.

Также «Пальчиковая гимнастика» способствует подготовке руки к письму. После освоения упражнений руки и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что облегчает овладение навыком письма. Сильные, умелые и ловкие пальчики малыша являются залогом его будущих успехов в письме, рисовании, рукоделии и других видов деятельности.

"Пальчиковая гимнастика" также способствует развитию внимания у детей. Подражание является врождённой способностью детей, однако не у всех оно развито одинаково. Этот метод помогает развить внимание, научиться концентрировать и правильно распределять его.

Использование "Пальчиковой гимнастики" развивает воображение у детей. Дети начинают создавать образы с помощью пальцев, воспроизводя движения. Их фантазия активно работает, и они могут рассказывать целые истории посредством жестов и движений пальцев.

"Пальчиковая гимнастика" также способствует развитию артистичности у детей. Эмоциональная речь подкрепляется жестами, и дети, прошедшие "школу пальчиковой игры", легче овладевают динамикой жестов. Они становятся более раскованными и коммуникабельными.

Этот метод является замечательным средством для формирования элементарных математических понятий у детей. Понятия, такие как счёт, пространственные отношения и другие, наглядно представлены и подкреплены сюжетом и жестами.

Также важны правила речевого поведения при проведении "пальчиковой гимнастики", такие как говорить много и правильно, следить за темпом речи, выслушивать ребёнка, не прерывать его и не использовать жаргонную лексику.

Проведение "пальчиковой гимнастики" позволяет помочь детям легче и комфортнее освоиться в жизненном пространстве. Оно является прекрасным способом играть и взаимодействовать с ребёнком.

Рекомендации по проведению "пальчиковой гимнастики" включают предварительное обсуждение игры с ребёнком, разогревание ладошек, выполнение упражнений в медленном темпе, демонстрацию увлечённости игрой, вовлечение всех пальцев рук, следление за правильностью выполнения движений и создание положительного эмоционального настроя. Каждое упражнение имеет своё название, длится несколько минут и повторяется несколько раз в течение дня.

Регулярные занятия являются неотъемлемым условием эффективности любых упражнений. Рекомендуется тратить на занятия около 5 минут каждый день.

Не перегружайте ребенка сложными задачами одновременно. Помните, что его внимание ограничено, и невыполнимая задача может уменьшить интерес к игре.

Постепенно заменяйте 2-3 упражнения новыми, чтобы разнообразить занятия и стимулировать развитие ребенка.

Дети часто начинают частично произносить текст в повторных играх (особенно начало или конец фразы). Со временем они запоминают текст наизусть и произносят его целиком, правильно сочетая слова с движениями.

Для лучшего усвоения игры можно использовать соответствующие иллюстрации. Вначале покажите ребенку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно объяснения станут необходимыми, и вы будете просто показывать ребенку упражнение, а он будет вспоминать, как правильно выполнять движения.

Большое значение придается "пальчиковой гимнастике" с музыкальным сопровождением. Она приносит много положительных эмоций и очень нравится детям. Распределите игры по мере их сложности.

Все игры лучше разделить на три группы:

1 группа. Упражнения для кистей рук, которые развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют сложных движений.

2 группа. Упражнения для пальцев, которые совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа. Упражнения для пальцев с динамическими движениями, которые развивают точную координацию движений, учат сгибать и разгибать пальцы рук, а также противопоставлять большой палец остальным.

Когда ребенок будет хорошо знаком с многими движениями, можно выполнять следующие игровые задания:

1. Запомнить и повторить серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и постепенно увеличивая до трех, четырех и большего количества движений.

2. "Рассказывать руками" маленькие истории, сказки, стихи и потешки. Сначала вы придумываете и рассказываете рассказ, затем предлагаете ребенку сделать свою историю.

3. Использовать иллюстрации со схемой движений рук для запоминания и репетиции движений. Первоначально ребенок запоминает движения с помощью картинки, а затем повторяет их без иллюстраций.

4. Раскладывать перед ребенком несколько карточек на столе и просить его придумать новую историю, используя картинки. Затем рассказать историю, используя движения рук.

Публикации по теме:

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека Пальчиковая гимнастика На прогулку Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками.

Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР»Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР» Картотека Пальчиковая игровая гимнастика «Знакомство» Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей, Первый палец – боковой- Называется.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Пальчиковая гимнастика необходима детям с раннего возраста. Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитие речи. Гимнастику.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Все движения организма и речевая моторика рук сказывается на развитие речи ребенка, потому что он и имеют единые механизмы. Чем раньше вы.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Речевая моторика и движения пальцев рук сказывается на развитие речи ребенка. Поэтому гимнастику надо начинать уже с детьми младшего возраста.

Пальчиковая гимнастика для детей младшей группы Упражнения первого комплекса 1 Ладони на столе (на счет раз-два пальцы врозь – вместе) 2 Ладошка-кулачок-ребро (на счет раз – два-три) 3.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»Пальчиковая гимнастика «Мебель» Мама с папой дом купили (по очереди разводим руки в стороны на слова "мама с папой", делаем домик над головой на слова "дом купили") И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 18:59
+144Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирена Плужникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 51.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД