Ирена Плужникова
Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни существует непродолжительный, но увлекательный период, когда детский мозг способен на максимальное формирование и обучение – это дошкольный возраст, который называют "нежным возрастом". Поэтому вопрос развития ребенка требует особой осторожности и нежности. Обратите внимание, как с радостью и вниманием ребенок усваивает новые знания и умения без внешней мотивации, с легкостью и азартом.
Известные люди высказывались о важности пальчиковой гимнастики :
Публикация «Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. " - В. А. Сухомлинский.
"Рука – это инструмент всех инструментов. " - Аристотель.
"Рука – это своего рода внешний мозг. " - Кант.
Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» о потребностях маленького ребенка писал так: "…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер, форму предметов. О свойствах, окружающих его, вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…"
"Пальчиковая гимнастика" — это веселое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Простые движения помогают снять напряжение не только с рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит. И вот почему.
Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон. Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека, имеют особое значение в коре головного мозга, особенно в большом пальце. Они находятся рядом с органами речи и слуха и имеют тесную связь. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки готовят почву для последующего развития речи.
Цель "пальчиковой гимнастики" - развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии возникают образы предметов и явлений, а в левом находят свое словесное выражение. Чем крепче эта связь, тем активнее мыслительные процессы и точнее внимание и мышление.
"Пальчиковая гимнастика" — это великолепный и универсальный дидактический материал для многих видов деятельности, особенно для развития речи.
"Пальчиковые игры" - хороший помощник в подготовке руки ребенка к обучению школе и письму. Чтобы параллельно развивалась речь, можно использовать небольшие стишки, считалки, песенки. Параллельно соотносить движения с текстом, сначала простыми, а затем усложнять. Ребенок разовьет внимательность, сосредоточенность и положительные эмоции между взрослым и ребенком.
Что же происходит, когда ребенок занимается «Пальчиковой гимнастикой»?
«Пальчиковая гимнастика» является эффективным методом развития речи у детей. Она не только создаёт благоприятный фон, но и развивает умение подражать взрослому, а также помогает воспитывать внимание и понимание смысла речи. Речь, сопровождаемая движениями пальцев, становится более выразительной и доступной для малыша. Ритмичность стихотворной формы помогает согласовать речь и движения, а использование коротких стихотворных строчек при выполнении упражнений делает речь чёткой, ритмичной и яркой.
В начале дети просто повторяют движения, однако на подсознательном уровне происходит расширение их словарного запаса, развитие навыков построения предложений и использования грамматических форм. Позже ребёнок сам будет стремиться озвучить свои действия.
Проведение «Пальчиковой гимнастики» способствует развитию памяти у детей. Они учатся запоминать положения рук и последовательность движений. Дети легче и быстрее запоминают текст, подкреплённый движениями, чем при обычном прочтении. Они начинают связывать зрительные образы с соответствующим текстом.
Также «Пальчиковая гимнастика» способствует подготовке руки к письму. После освоения упражнений руки и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что облегчает овладение навыком письма. Сильные, умелые и ловкие пальчики малыша являются залогом его будущих успехов в письме, рисовании, рукоделии и других видов деятельности.
"Пальчиковая гимнастика" также способствует развитию внимания у детей. Подражание является врождённой способностью детей, однако не у всех оно развито одинаково. Этот метод помогает развить внимание, научиться концентрировать и правильно распределять его.
Использование "Пальчиковой гимнастики" развивает воображение у детей. Дети начинают создавать образы с помощью пальцев, воспроизводя движения. Их фантазия активно работает, и они могут рассказывать целые истории посредством жестов и движений пальцев.
"Пальчиковая гимнастика" также способствует развитию артистичности у детей. Эмоциональная речь подкрепляется жестами, и дети, прошедшие "школу пальчиковой игры", легче овладевают динамикой жестов. Они становятся более раскованными и коммуникабельными.
Этот метод является замечательным средством для формирования элементарных математических понятий у детей. Понятия, такие как счёт, пространственные отношения и другие, наглядно представлены и подкреплены сюжетом и жестами.
Также важны правила речевого поведения при проведении "пальчиковой гимнастики", такие как говорить много и правильно, следить за темпом речи, выслушивать ребёнка, не прерывать его и не использовать жаргонную лексику.
Проведение "пальчиковой гимнастики" позволяет помочь детям легче и комфортнее освоиться в жизненном пространстве. Оно является прекрасным способом играть и взаимодействовать с ребёнком.
Рекомендации по проведению "пальчиковой гимнастики" включают предварительное обсуждение игры с ребёнком, разогревание ладошек, выполнение упражнений в медленном темпе, демонстрацию увлечённости игрой, вовлечение всех пальцев рук, следление за правильностью выполнения движений и создание положительного эмоционального настроя. Каждое упражнение имеет своё название, длится несколько минут и повторяется несколько раз в течение дня.
Регулярные занятия являются неотъемлемым условием эффективности любых упражнений. Рекомендуется тратить на занятия около 5 минут каждый день.
Не перегружайте ребенка сложными задачами одновременно. Помните, что его внимание ограничено, и невыполнимая задача может уменьшить интерес к игре.
Постепенно заменяйте 2-3 упражнения новыми, чтобы разнообразить занятия и стимулировать развитие ребенка.
Дети часто начинают частично произносить текст в повторных играх (особенно начало или конец фразы). Со временем они запоминают текст наизусть и произносят его целиком, правильно сочетая слова с движениями.
Для лучшего усвоения игры можно использовать соответствующие иллюстрации. Вначале покажите ребенку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно объяснения станут необходимыми, и вы будете просто показывать ребенку упражнение, а он будет вспоминать, как правильно выполнять движения.
Большое значение придается "пальчиковой гимнастике" с музыкальным сопровождением. Она приносит много положительных эмоций и очень нравится детям. Распределите игры по мере их сложности.
Все игры лучше разделить на три группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук, которые развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют сложных движений.
2 группа. Упражнения для пальцев, которые совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3 группа. Упражнения для пальцев с динамическими движениями, которые развивают точную координацию движений, учат сгибать и разгибать пальцы рук, а также противопоставлять большой палец остальным.
Когда ребенок будет хорошо знаком с многими движениями, можно выполнять следующие игровые задания:
1. Запомнить и повторить серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и постепенно увеличивая до трех, четырех и большего количества движений.
2. "Рассказывать руками" маленькие истории, сказки, стихи и потешки. Сначала вы придумываете и рассказываете рассказ, затем предлагаете ребенку сделать свою историю.
3. Использовать иллюстрации со схемой движений рук для запоминания и репетиции движений. Первоначально ребенок запоминает движения с помощью картинки, а затем повторяет их без иллюстраций.
4. Раскладывать перед ребенком несколько карточек на столе и просить его придумать новую историю, используя картинки. Затем рассказать историю, используя движения рук.