МААМ-картинки

Ознакомление с родным краем через активизацию детской исследовательской деятельности

Баира Эрднеева
Ознакомление с родным краем через активизацию детской исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриотизма.

Публикация «Ознакомление с родным краем через активизацию детской исследовательской деятельности» размещена в разделах

Её актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит резкое расслоение общества, наблюдаются враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Большинство старших дошкольников не могут ответить на вопросы: в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, а на вопрос: «Кто является героем?» дети почему- то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: Человек – паук, Терминатор, черепашки Нинзя и др.

Задача воспитателя – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам его хорошо знать.

Из всего выше сказанного, видно, что проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем является одной из актуальных задач дошкольного образования.

Работа над ней должна носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях, находить отклик в семье.

Цель:

Повышения качества нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Задачи проекта:

формировать любовь к родному краю и городу и интерес к его прошлому и настоящему;

развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;

формировать умение ориентироваться в ближайшем социальном, природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в республике, в районах, в городе, сопричастности к этому;

воспитывать бережное отношение к родному краю и городу (достопримечательностям, культуре, природе).

Система работы ознакомление с родным краем.

Работу по теме «Ознакомление с родным краем» нужно начинать с младших групп. Ознакомление с родным краем начинается с близлежащей улицы Горького. Детям даются сведения, что улица большая, на ней много домов, дома разные, у каждого свой номер. Объясняю, что в гроде живет много людей. Они делают всё, чтобы наш город был красивым и уютным: сажают деревья и цветы, красят лавочки и пр. Я постоянно говорю детям, что они тоже маленькие жители нашего города. Поэтому должны делать всё, чтобы село было чистым и нарядным: не бросать фантики, не ломать веточки, не рвать цветы. В старшей и подготовительной группе более широко рассматривается вопрос «Ознакомление детей с родным краем (городом)».

Далее был разработан цикл занятий, экскурсий, прогулок, бесед, развлечений и праздников, которые знакомят детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Цикл состоит из 6 блоков:

1. Моя семья в жизни города.

2. Прошлое и настоящее города.

3. Улицы родного города.

4. Известные люди города Элисты.

5. Природа родного края.

6. Достопримечательности города.

«Моя семья в жизни города»

* беседы о родственниках детей;

*оформление семейных альбомов;

*празднование «День рождение группы»;

*занятие «Наша дружная семья»;

*совместное с родителями посещение праздников «День города»,

«Зул», «Цаhан Сар»; музея им. Пальмова, памятника Победы

*Мини – проекты «Моя семья» - где предлагалось с помощью изобразительных средств показать ребёнку его родословную, придумать герб семьи, девиз, познакомить с семейными традициями.

Содержание Задачи Форы работы Методы и приёмы

Семь Я Внушать чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к своим пожилым родственникам Занятия, совместные с родителями досуги, КВН, выставки, вечера встреч Беседы, составление рассказов о семье, рисование по теме «Моя семья»

Место работы родителей Прививать уважение к труду родителей. Беседы с родителями, экскурсии к месту работ (почта, школа, магазин, библиотека, сюжетно-ролевые игры, дидакт. /игры, рассматривание альбомов Беседы, составление рассказов о будущей профессии, рисование

Родной очаг Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, интересоваться делами, традициями семьи. Экскурсии к месту жительства некоторых детей, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, дидакт. /игр Беседы: «Мой адрес», «Животные в доме», «Домашние праздники» и пр.

«Прошлое и настоящее родного края»

Этот блок включает в себя ряд бесед на тему «Наш город в истории». В ходе этих бесед дети узнали, что раньше территория Калмыкии в древности была заселена представителями многочисленных племён и народов. Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу. Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде, обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг, тиснение по коже, резьба по дереву.

Далее дети узнали, откуда произошло название города. Посещая музей города дети наглядно знакомились с бытом калмыков, с калмыцким костюмом и пр.

Многое о жизни наших предков дети узнали из личных бесед со старейшими жителями города.

Дети получили ответы на вопросы:

- где раньше жили калмыки;

- что было самым главный в кибитке;

-какие работы выполняли женщина, какие мужчины;

-как дети помогали родителям;

-какой главный продукт на столе и др.

Следующий цикл был посвящен образованию. Дети рассматривали иллюстрации самой первой школы села, школы построенной на средства жителей города, современной школы.

Изучая прошлое и настоящее города, дети также знакомятся с калмыцкими обычаями. Например, объясняя, откуда произошло гостеприимство, сострадание, взаимопомощь, одновременно повторяют современные правила поведения в гостях. Рассуждали о том, много ли от старинных обычаев осталось в нашей современной жизни.

«Улицы родного края».

Задача этого блока дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц города. Были рассмотрены вопросы:

- На какой улице находится наш детский сад?

- Почему её назвали улица Горького?

- Какие улицы родного края знаете?

Проводили с детьми тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций.

Детям предлагалось подумать над вопросом: «Почему так назвали улицу?» (ул. ул. Городовикова, ул. Чкалова, и др.).

Гуляя по улицам мы обращали внимание на красоту нашего края в любое время года.

Детям предлагалось нарисовать рисунки на тему: «Мой дом», «Моя улица», «Любимый уголок родного края», «Город будущего». Устраивались выставки детских работ, на которых дети сами становились экскурсоводами. Из детских работ был составлен альбом «Улицы родного края».

В сотрудничестве с кружком краеведов, с библиотекой, для детей была проведена заочная экскурсия по старейшей улице села Ленина. Улица, по которой мы совершили экскурсию, невелика, в ней всего 110 домов, все они разные: часть из них совсем старые, в них живут разные люди, у всех разные судьбы. Но для всех из них эта улица – частичка их детства, их жизни. Цель этой работы расширить представление детей об историческом и культурном наследии своего села.

«Известные люди родного края».

Начиная работать над этой темой, мне хотелось, вызвать у детей интерес к жизни родного края, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков. Формы работы по этой теме были многообразны: занятия, встречи с интересными людьми, утренники, драматизация, выставки. Методы и приёмы: рассказы воспитателя о жителях села, рассматривание иллюстраций, фотоснимков.

Никто не забыт, ничто не забыто… Сколько раз мы слышали эти слова. По-другому не может быть в стране, в которой многие поколения людей помнят события той далекой войны. Мы гордимся ветеранами Великой Отечественной войны. Посещая экспозицию музея, посвященную калмыкам в годы войны, дети познакомились с именами многих из них.

Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем – просто невозможно. Непосредственное общение с природой помогает почувствовать мир растений и животных, способствует воспитанию у детей таких качеств, как доброта, терпение, милосердие.

«Природа родного края»

Содержание Задачи Формы работы Методы и приёмы

Времена года Прививать детям видеть красоту родной природы в разное время года Прогулки, экскурсии, экологические тропы, под/игры, викторины, занятия, календарные праздники Беседы; слушание классической музыки из цикла»Времена года»;

рисование, пословицы и поговорки о природе

Растительный мир Знакомит детей с растительным миром села, с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд в природе Беседы; опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы

Животный мир Знакомить детей с животным миром села; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное отношение к животному миру Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры Беседы; наблюдение за животными, птицами, чтение художественной литературы, заучивание стихов, закличек, прибауток, рисование

Водоемы Дать представление о водоемах села, их растительном и животном мире. Экологические тропы, праздники,

прогулки Наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомы, беседы

Правила поведения на природе Прививать соблюдать правила поведения на природе. Дать представление о заповедниках. Занятия, театр на природе,

экологические тропы, составление Красной книги села Наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы

Уроки безопасности Дать понятие об ядовитых растениях и грибах, опасных животных; о возможных травмах на природе; учить оказывать первую помощь Занятия «Уроки доктора Айболита»;

экологические тропы Дидакт. /игры на классификации, беседы;

Игра «Хорошо – плохо»

«Достопримечательности города»

Основной формой работы по этому блоку была экскурсия. И это не случайно, ведь особое место в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит экскурсиям. На экскурсии дети получают знания о родном посёлке, обогащаются знаниями о жизни, труде людей. Постигая новое, дети начинали активно общаться между собой и со взрослыми. Познавательный интерес отражался в играх, рисунках и в других видах творческой деятельности. Дошкольник «примеряет» на себя роль путешественника, которого ждут увлекательные открытия, основанные на личных впечатлениях и ощущениях, а также «добывание знаний» в результате наблюдений, сопоставлений, обоснования версий и их проверки. В ходе образовательных путешествий ребенок приобретает драгоценный исследовательский опыт познания мира. Важное место занимают путешествия в краеведческий музей, картинную галерею, на выставки, экспозиции которых ребенок осваивает теми же исследовательскими методами, активизируя уже приобретенный опыт визуальной коммуникации.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем»Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем» Это зона патриотического воспитания в подготовительной группе "Улыбка" МБДОУ "Детский сад №3 общеразвивающего вида г. Владивостока. Игровой.

Ознакомление с родным городомОзнакомление с родным городом .

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Эффективность использования разных форм воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с родным краемЭффективность использования разных форм воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с родным краем Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с родным краем через активизацию детской исследовательской деятельности
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 21:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с родным краем через активизацию детской исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Баира Эрднеева (УИ 256867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД