Баира Эрднеева
Ознакомление с родным краем через активизацию детской исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриотизма.
Публикация «Ознакомление с родным краем через активизацию детской исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Её актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит резкое расслоение общества, наблюдаются враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Большинство старших дошкольников не могут ответить на вопросы: в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, а на вопрос: «Кто является героем?» дети почему- то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: Человек – паук, Терминатор, черепашки Нинзя и др.
Задача воспитателя – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам его хорошо знать.
Из всего выше сказанного, видно, что проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем является одной из актуальных задач дошкольного образования.
Работа над ней должна носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях, находить отклик в семье.
Цель:
Повышения качества нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Задачи проекта:
формировать любовь к родному краю и городу и интерес к его прошлому и настоящему;
развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;
формировать умение ориентироваться в ближайшем социальном, природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в республике, в районах, в городе, сопричастности к этому;
воспитывать бережное отношение к родному краю и городу (достопримечательностям, культуре, природе).
Система работы ознакомление с родным краем.
Работу по теме «Ознакомление с родным краем» нужно начинать с младших групп. Ознакомление с родным краем начинается с близлежащей улицы Горького. Детям даются сведения, что улица большая, на ней много домов, дома разные, у каждого свой номер. Объясняю, что в гроде живет много людей. Они делают всё, чтобы наш город был красивым и уютным: сажают деревья и цветы, красят лавочки и пр. Я постоянно говорю детям, что они тоже маленькие жители нашего города. Поэтому должны делать всё, чтобы село было чистым и нарядным: не бросать фантики, не ломать веточки, не рвать цветы. В старшей и подготовительной группе более широко рассматривается вопрос «Ознакомление детей с родным краем (городом)».
Далее был разработан цикл занятий, экскурсий, прогулок, бесед, развлечений и праздников, которые знакомят детей старшего дошкольного возраста с родным городом
Цикл состоит из 6 блоков:
1. Моя семья в жизни города.
2. Прошлое и настоящее города.
3. Улицы родного города.
4. Известные люди города Элисты.
5. Природа родного края.
6. Достопримечательности города.
«Моя семья в жизни города»
* беседы о родственниках детей;
*оформление семейных альбомов;
*празднование «День рождение группы»;
*занятие «Наша дружная семья»;
*совместное с родителями посещение праздников «День города»,
«Зул», «Цаhан Сар»; музея им. Пальмова, памятника Победы
*Мини – проекты «Моя семья» - где предлагалось с помощью изобразительных средств показать ребёнку его родословную, придумать герб семьи, девиз, познакомить с семейными традициями.
Содержание Задачи Форы работы Методы и приёмы
Семь Я Внушать чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к своим пожилым родственникам Занятия, совместные с родителями досуги, КВН, выставки, вечера встреч Беседы, составление рассказов о семье, рисование по теме «Моя семья»
Место работы родителей Прививать уважение к труду родителей. Беседы с родителями, экскурсии к месту работ (почта, школа, магазин, библиотека, сюжетно-ролевые игры, дидакт. /игры, рассматривание альбомов Беседы, составление рассказов о будущей профессии, рисование
Родной очаг Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, интересоваться делами, традициями семьи. Экскурсии к месту жительства некоторых детей, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, дидакт. /игр Беседы: «Мой адрес», «Животные в доме», «Домашние праздники» и пр.
«Прошлое и настоящее родного края»
Этот блок включает в себя ряд бесед на тему «Наш город в истории». В ходе этих бесед дети узнали, что раньше территория Калмыкии в древности была заселена представителями многочисленных племён и народов. Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу. Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде, обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг, тиснение по коже, резьба по дереву.
Далее дети узнали, откуда произошло название города. Посещая музей города дети наглядно знакомились с бытом калмыков, с калмыцким костюмом и пр.
Многое о жизни наших предков дети узнали из личных бесед со старейшими жителями города.
Дети получили ответы на вопросы:
- где раньше жили калмыки;
- что было самым главный в кибитке;
-какие работы выполняли женщина, какие мужчины;
-как дети помогали родителям;
-какой главный продукт на столе и др.
Следующий цикл был посвящен образованию. Дети рассматривали иллюстрации самой первой школы села, школы построенной на средства жителей города, современной школы.
Изучая прошлое и настоящее города, дети также знакомятся с калмыцкими обычаями. Например, объясняя, откуда произошло гостеприимство, сострадание, взаимопомощь, одновременно повторяют современные правила поведения в гостях. Рассуждали о том, много ли от старинных обычаев осталось в нашей современной жизни.
«Улицы родного края».
Задача этого блока дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц города. Были рассмотрены вопросы:
- На какой улице находится наш детский сад?
- Почему её назвали улица Горького?
- Какие улицы родного края знаете?
Проводили с детьми тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций.
Детям предлагалось подумать над вопросом: «Почему так назвали улицу?» (ул. ул. Городовикова, ул. Чкалова, и др.).
Гуляя по улицам мы обращали внимание на красоту нашего края в любое время года.
Детям предлагалось нарисовать рисунки на тему: «Мой дом», «Моя улица», «Любимый уголок родного края», «Город будущего». Устраивались выставки детских работ, на которых дети сами становились экскурсоводами. Из детских работ был составлен альбом «Улицы родного края».
В сотрудничестве с кружком краеведов, с библиотекой, для детей была проведена заочная экскурсия по старейшей улице села Ленина. Улица, по которой мы совершили экскурсию, невелика, в ней всего 110 домов, все они разные: часть из них совсем старые, в них живут разные люди, у всех разные судьбы. Но для всех из них эта улица – частичка их детства, их жизни. Цель этой работы расширить представление детей об историческом и культурном наследии своего села.
«Известные люди родного края».
Начиная работать над этой темой, мне хотелось, вызвать у детей интерес к жизни родного края, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков. Формы работы по этой теме были многообразны: занятия, встречи с интересными людьми, утренники, драматизация, выставки. Методы и приёмы: рассказы воспитателя о жителях села, рассматривание иллюстраций, фотоснимков.
Никто не забыт, ничто не забыто… Сколько раз мы слышали эти слова. По-другому не может быть в стране, в которой многие поколения людей помнят события той далекой войны. Мы гордимся ветеранами Великой Отечественной войны. Посещая экспозицию музея, посвященную калмыкам в годы войны, дети познакомились с именами многих из них.
Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем – просто невозможно. Непосредственное общение с природой помогает почувствовать мир растений и животных, способствует воспитанию у детей таких качеств, как доброта, терпение, милосердие.
«Природа родного края»
Содержание Задачи Формы работы Методы и приёмы
Времена года Прививать детям видеть красоту родной природы в разное время года Прогулки, экскурсии, экологические тропы, под/игры, викторины, занятия, календарные праздники Беседы; слушание классической музыки из цикла»Времена года»;
рисование, пословицы и поговорки о природе
Растительный мир Знакомит детей с растительным миром села, с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд в природе Беседы; опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы
Животный мир Знакомить детей с животным миром села; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное отношение к животному миру Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры Беседы; наблюдение за животными, птицами, чтение художественной литературы, заучивание стихов, закличек, прибауток, рисование
Водоемы Дать представление о водоемах села, их растительном и животном мире. Экологические тропы, праздники,
прогулки Наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомы, беседы
Правила поведения на природе Прививать соблюдать правила поведения на природе. Дать представление о заповедниках. Занятия, театр на природе,
экологические тропы, составление Красной книги села Наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы
Уроки безопасности Дать понятие об ядовитых растениях и грибах, опасных животных; о возможных травмах на природе; учить оказывать первую помощь Занятия «Уроки доктора Айболита»;
экологические тропы Дидакт. /игры на классификации, беседы;
Игра «Хорошо – плохо»
«Достопримечательности города»
Основной формой работы по этому блоку была экскурсия. И это не случайно, ведь особое место в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит экскурсиям. На экскурсии дети получают знания о родном посёлке, обогащаются знаниями о жизни, труде людей. Постигая новое, дети начинали активно общаться между собой и со взрослыми. Познавательный интерес отражался в играх, рисунках и в других видах творческой деятельности. Дошкольник «примеряет» на себя роль путешественника, которого ждут увлекательные открытия, основанные на личных впечатлениях и ощущениях, а также «добывание знаний» в результате наблюдений, сопоставлений, обоснования версий и их проверки. В ходе образовательных путешествий ребенок приобретает драгоценный исследовательский опыт познания мира. Важное место занимают путешествия в краеведческий музей, картинную галерею, на выставки, экспозиции которых ребенок осваивает теми же исследовательскими методами, активизируя уже приобретенный опыт визуальной коммуникации.