Герасимова Екатерина
Ознакомление дошкольников с культурно-историческим наследием России посредством использования программы «Синтез»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с культурно-историческим наследием России
посредством использования программы «Синтез».
Искусство – содержательное ядро художественной культуры – один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Для ребёнка восприятие искусства является одним из путей освоения мира, которое существенно расширяет границы его личности. Наиболее благоприятным в этом отношении является период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущей в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. В нашем детском саду дети получают знания об искусстве, посредством введения технологии развития процесса восприятия музыки на основе программы «Синтеза искусств».
Публикация «Ознакомление дошкольников с культурно-историческим наследием России посредством использования программы „Синтез“» размещена в разделах
Программа «Синтез» - это программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза трех искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства.
Ее целью является введение ребенка – дошкольника в мир музыки, формирование его художественной культуры. Приобщение к истинно прекрасному. В ней представлены высокохудожественные, доступные детям, ярко эмоциональные произведения классического, современного искусства и фольклора. Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представление об идеале.
Развитие образной речи детей предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов, репродукций картин. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.
Хочу, отметить, отличительные особенности каждого вида искусств и как они влияют на процесс формирование культурного развития ребенка.
1. Музыка – наиболее сложный вид искусства для восприятия ребенка.
Особенно сложным восприятие музыкального образа является для ребенка дошкольного возраста в связи с его возрастными психологическими особенностями. Известно, что мышление дошкольника носит преимущественно наглядно-действенный и наглядно-образный характер и оперирует, главным образом, представлениями о конкретных предметах и явлениях. Поэтому информация, заключенная в абстрактном музыкальном языке, поначалу недоступна ребенку, как бы «закодирована». Жизненный опыт ребенка, опосредующий восприятие музыкального образа, очень мал, а воображение, лежащее в основе творческой интерпретации этого образа, пока преимущественно воссоздающее. Возрастные особенности памяти, в том числе музыкальной, и несформированность мотивации музыкальной деятельности также затрудняют восприятие развернутого во времени и не несущего еще для ребенка самостоятельной информации музыкального художественного образа.
В связи с этим на ранних этапах развития музыкальности необходимо ввести ребенка в мир музыки, помочь ему в «дешифровке» ее содержания и овладении сложным музыкальным языком.
2. Использование на музыкальных занятиях произведений самых молчаливых искусств – живописи и скульптуры – может создать необходимое настроение, значительно обогатить и усилить восприятие музыкального художественного образа.
И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей, что будет творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление.
3. Язык литературы как более доступный, чем язык музыки, может помочь ребенку приблизится к пониманию содержания художественного образа. В программе подобраны высокохудожественные. Ярко эмоциональные, выразительные и очень небольшие по объему стихи, рассказы, потешки, соответствующие по содержанию музыкальным пьесам. Важно, чтобы словесный текст или изобразительный «ряд» не превалировал, а дополнял, помогал, чтобы музыка оставалась центральным, главным моментом занятия.
Сам процесс восприятия проходит во время организованной образовательной деятельности. Предполагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой, и облегчает варьирование их видов.
Если брать культурно-историческое наследи Росси, то бы более подробно остановимся на темах «Природа в музыке», «Русские народные образы»; «Сказка в музыке».
Самая доступная изобразительная тема – это «Природа в музыке». Ее я ввожу на разных этапах музыкального развития детей. Это может быть и «Облака плывут» А. Тач; («Облака» С. Михалкова;); Р. Леднев «Лес шумит» («Лесной пейзаж» И Шишкин; «Дубы» «Золотая осень» Остроухова.).
В старших группах это фрагменты из цикла «Времена года» А. Вивальди. И фортепианный цикл П. И. Чайковского «Времена года». Все они сопровождаются стихами А. С. Пушкина, С. А Есенина, И. Савича Никитина, А Фета.
На фоне картин Кустодиева «Масленица»; Левитана «Поздняя осень»; Левитан «Березовая роща»;А. К. Саврасова «Рожь».
Тему так же может объединить направление в искусстве, например народно-прикладное. «Гусли звончатые» Кикта; «Звонили звоны» Свиридова; «Парень с гармошкой» Г. Свиридова. Здесь дети знакомятся с народными музыкальными инструментами, с русскими народными обычаями, праздниками. Это и Н. Рерих «Боян»; В. Васнецов «Гусляры»; «Скоморох» А. Тышлер.
Наконец самая объединяющая тема, которую я беру на каждом возрастном этапе музыкального развития детей – это «Сказка в музыке». Эта тема дает детям не только знакомство с музыкальными шедеврами мировой музыки, но и знакомит со сказками известными всему миру.
У детей пятого года жизни – это опера «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакого, созданная по мотивам сказки А. С. Пушкина. Дети слушают фрагменты из оперы симфонического оркестра на фоне художественных иллюстраторов И. Билибина; В. М. Конашевича. «Царевна-Лебедь» Врубеля.
Дети шестого года жизни слушают оперу «Снегурочка» Н. Римского-Корсакого созданную по мотивам сказки А. Н. Островского. На основе этой оперы они знакомятся с русскими старинными традициями. С народно-прикладным творчеством.
Не всегда музыкальное произведение сопровождается художественными произведениями искусств. Такую сказку как «Щелкунчик» я демонстрирую в виде балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, с помощью видеозаписи постановки, осуществленную в Большом театре в 1966 году балетмейстером Ю. Григоровичем.
Наконец детям подготовительной группы я даю посмотреть мультипликационную композицию, рекомендованную Московским международным домом музыки. В сказке Прокофьева дети обобщают свои знания в области музыкальных инструментов, тембра в музыке, соотношений образного восприятия персонажей со средствами музыкальной выразительности.
В заключении хочу добавить, что благодаря культурно-историческому наследию у наших детей формируется представление об идеале прекрасного, формирование эстетического вкуса, развитие воображения и ассоциативного мышления, развития речи, обеспечение обогащенного интеллектуально-творческого развития, развитие духовных качеств личности, создание и сохранение у ребенка целостной картины мира.