Петренко Лилия
Оздоровительная группа как одна из вариативных форм дошкольного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Петренко Лилия Михайловна
Заместитель заведующей по ОД
МДОУ № 33 «Тополек»
г. Тирасполь, Приднестровье
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. По данным органов образования и здравоохранения состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается [7].
Публикация «Оздоровительная группа как одна из вариативных форм дошкольного образования в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
ГОС дошкольного образования ПМР ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования всех систем организма, закладываются основные черты личности, формируются практические навыки здорового образа жизни, осознанная потребность в систематических занятиях физической культурой. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольном образовательном учреждении, а также внедрение других нетрадиционных методик оздоровления, которые будут благоприятно воздействовать на здоровье детей [4].
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 33 «Тополек» в течение последних лет в качестве одной из главных задач воспитательно-образовательной работы ставит задачу по охране и укреплению здоровья своих воспитанников.
В МДОУ № 33 функционирует оздоровительная группа для часто длительно болеющих детей, которая находится под пристальным вниманием руководителей МДОУ № 33, медицинского персонала, воспитателей-методистов по физическому воспитанию. Длительность пребывания детей в оздоровительной группе составляет два года (старшая и подготовительная к школе группы).
Эффективность пребывания детей в данной группе определяется следующими показателями: а) положительная динамика по профилю оздоровления; б) снижение кратности острых заболеваний до трех и менее раз в течение года; в) уменьшение длительности течения острого заболевания; д) отсутствие осложненного течения острых заболеваний [5].
Организация работы в группе оздоровительной направленности строится в соответствии с Положением о группе оздоровительной направленности для часто длительно болеющих детей, разработанной нами на основании существующих в республике нормативно-правовых актов.
Для целенаправленной работы по оздоровлению детей в данной группе разработан : перспективный план оздоровительных мероприятий, журнал учета заболеваемости, дневник педагогических наблюдений за воспитанниками после занятий физических упражнений, лист здоровья на каждого ребенка, индивидуальный план оздоровительных мероприятий на каждого ребенка [10].
Для того чтобы упорядочить работу в оздоровительной группе была создана творческая микрогруппа, в состав, которой входят: Заведующий ДОУ, зам. зав. по ОД, медицинский персонал (врач-педиатр, старшая медсестра, педагог-психолог, все специалисты ДОУ (в/м ФИЗО, в/ м ПНД ФИЗО, в/м ИЗО, в/м ПНД ХЭ и музыкальные руководители, воспитатели оздоровительной группы. Данной микрогруппой разработан Проект «Здоровьесбережение детей (5 -7 лет) в оздоровительной группе», целью которой является: создание целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через использование нетрадиционных оздоровительных методик [8].
В нашем дошкольном учреждении в оздоровительной группе мы создали такую здоровьесберегающую среду, которая обеспечивает воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни.
Вся педагогическая деятельность строится в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал [2].
Основные направления оздоровительной работы в группе оздоровительной направленности.
Профилактическое: а) решение реабилитационных задач часто болеющих детей средствами физической культуры; б) предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики; в) выполнение санитарно-гигиенического режима пребывания ребёнка в ДОУ; г) консультирование и информирование семей об использовании эффективных технологий и методик оздоровления часто болеющих детей; д) соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ; е) формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки, профилактика плоскостопия.
Общеобразовательное : а) обучение основам оздоровительной гимнастики; б) совершенствование навыков владения детей самомассажем; в) обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений[1].
Коррекционное: а) укрепление жизненной ёмкости лёгких; б) укрепление и повышение физической работоспособности и выносливости; в) повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболевания.
Валеологическое: а) формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни); б) создание благоприятных условий для оздоровления организма; в) выработка гигиенических навыков.
Психологическое: а) улучшение эмоционального состояния; б) снятие психологической напряжённости; в) воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности; г) развитие коммуникативных навыков [4].
Между воспитателями, работающими в данной группе и специалистами ДОУ, существует тесная взаимосвязь по оздоровлению детей.
Ещё один аспект нашей деятельности, это взаимодействие дошкольного учреждения с семьей :
Пропаганда здорового образа жизни.
В наглядной форме : оформление различного рода стендов, организация специальной передвижной библиотечки и т. д.
В устной форме : проведение индивидуальных бесед, родительских собраний и т. п. ; посещение родителями НОД, оформление постояннодействующей папки-передвижки, практические, ознакомление с протоколами контрольных срезов, оформление экрана заболеваемости и оформление фотостендов.
Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни : организация оздоровительной среды в группе, оборудование природных дорожек здоровья на участке и в помещении, совместная организация спортивных мероприятий, изготовление тренажеров для стоп, участие в досугах и праздниках и т. д. [3].
Нельзя не обойти вниманием такой важный аспект нашей деятельности, как методическая работа
Методическая работа в учреждениях дошкольного образования направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.
В МДОУ № 33 сложились разнообразные формы методической работы :
а) целевые взаимные посещения занятий и мероприятий с последующим анализом;
б) работа над единой методической темой и семинары, мастер-классы, круглые столы, практическая консультация, КВН и т. д. ;
в) индивидуальные, групповые консультации и доклады, сообщения из опыта работы и разработка рекомендаций, памяток;
г) выставки тематических разработок и детских работ, организация наставничества и ознакомление с новинками методической литературы;
д) информационно-просветительская газета дли родителей и педагогов и создание методической копилки, информационного банка учебно-методической литературы;
е) отчеты педагогов по самообразованию и составление положений конкурсов и критериев их оценки.
Особое внимание уделяем работе над единой методической темой для специалистов и педагогов, работающих в оздоровительной группе.
Разрабатываются методические рекомендации, накапливаются практические наработки - разработки занятий, дидактические материалы, разработки игр и т. д. Таким образом, каждый педагог сможет внести свой вклад в коллективное дело, поделиться результатом своей работы и получить заслуженное одобрение.
В течение месяца обсуждаются разные проблемы, которые решаются с помощью деловых игр, тренингов, методических посиделок. Педагогами оздоровительной группы совместно со специалистами проводятся открытые просмотры интегрированных НОД, режимных моментов с показом методов и приемов работы с детьми по применению здоровьесберегающих технологий: с элементами музыкотерапии, применением технологии коррекции поведения, фонетической ритмикой, с элементами изотерапии [9].
Результаты работы над единой методической темой оформляются в виде методических папок, которые пополняют информационный банк учреждения и станут рабочим материалом для всех педагогов.
Таким образом, организованная в ДОУ здоровьесберегающая методическая работа способствует тому, что воспитатели становятся более компетентными в вопросах воспитания и оздоровления дошкольников, являются активными участниками методических объединений, городских и республиканских мероприятий, занимаются самообразованием, интересуются новинками методической литературы.
Литература.
1. Аверина И. Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ. - М: Айрис-Пресс, 2006.-136с
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
3. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат от 3 до 5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 80с.
4. Береснёва, З. И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». М. Творческий Центр Сфера, 2005г. - 31с.
5. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-здоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. - 112с.
6. Лазарев М. Л. Здравствуй! : предшкольная подготовка: - М: Мнемозина, 2007.- 279с.
7. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М. :Просвещение. -1999.-221с.
8. Терновская, С. А. Теплякова, Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2005. - №4. - С. 61-65.
9. Яковлева Т. С. Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г. -136с
10. Гладышева О. С. Реализация направления образовательной деятельности «Здоровье» в ДОУ, - Н. Н. Нижегородский институт развития образования, 2012 г. - 39 с.