Наталия Ивановна Наумова
Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Самостоятельные и служебные части речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока : распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных.
Задачи: закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Публикация «Открытый урок по русскому языку в 5 классе „Самостоятельные и служебные части речи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Части речи. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока : комбинированный
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: книга, карточки с заданиями
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку.
- Готовы наши глазки? - Да. Готовы! (Хлопают глазками 4 раза).
- Готовы наши ушки? - Да. Готовы.
- Готовы наши ручки? - Да. Готовы.
- Готовы наши ножки?- Да. Готовы.
- Мы все готовы!
Проверка д. з.
2. Актуализация знаний и умений.
- А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. Подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её.
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем … (части речи).
- Правильно. Тема нашего урока – части речи.
- Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.
3. Работа по теме
1) Слово учителя
- Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?
«В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным :
-помогали словам в предложении принять нужную форму;
-связывали слова в предложении и части предложения;
-вносили в предложение дополнительный смысл.
А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.
Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?»
- Скажите, на какие группы делятся части речи?
- Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?
- Назовите, какие относятся к служебным?
- Давайте, ребята, посмотрим таблицу.
- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.
2) Тренировочные упражнения
Помогите словам правильно встать в колонну
Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!
Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи
- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся).
- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.
- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?
Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.
- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?
- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?
- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?
- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
1. Можно задать вопрос.
1. Нельзя задать вопрос.
2. Являются членами предложения.
2. Не являются членом предложения.
3. Имеют лексическое значение.
3. Не имеют лексического значения.
Физкультминутка.
- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
4. Закрепление учебного материала.
- Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи.
1) Работа с учебником
Стр. 64 упр. 131, упр. 134.
2) Загадки
- А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ. Приведите 1-2 примера. (Подсказка на доске).
Загадки про части речи
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное).
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про. (Глагол).
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живё т на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное).
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное).
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Как его имя, скорее ответьте!
(Наречие).
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение).
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это? (Предлог).
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
- Это? (Союз).
- Молодцы! Вы справились с заданием.
3) Тест
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выберите имена существительные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи :
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
8. Из данных слов выберите служебные части речи :
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать
Взаимопроверка по ключу:
1 – а
2 – б
3 – в
4 – в
5 – а
6 – б
7 – а
8 - б
Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»
5. Итог урока
- Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?
6. Д/З стр. 30 упр. 55.
Цель: совершенствовать навык правописания безударных гласных в корне и в приставках.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие правила о написании приставок вы знаете? (1) Приставки пишутся слитно, так как приставка – часть слова. 2) Приставки о-, об-, от-, до-, по-, под-, про-, на-, над-, с-, пере- пишутся всегда одинаково независимо от их произношения.)
– Какой рассказ, заголовком которого является третья пословица, вы составили?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: г. дать, х. дить, б. жать, под. рить, н. сить.
– Прочитайте слова, записанные на доске. Чем они похожи? (Это глаголы в неопределенной форме. Во всех словах орфограмма – безударная гласная в корне, проверяемая ударением: гадбть – загбдка, ходъть – худит, бежбть – бег, подаръть – пода рок, носъть – нусит.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – подарить, в этом слове есть приставка. Во всех остальных словах нет приставок.)
– Цепочка, которую мы будем писать на минутке чистописания, состоит из букв лишнего слова, обозначающих твердые согласные звуки, и части слова, которая есть во всех глаголах. Какие это буквы? (В слове подарить буквы п и д обозначают твердые согласные звуки, и все глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть.)
пдть… дтьп… тьпд…
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В каждой следующей цепочке первая буква становится на место последней буквы.)
IV. Зрительный диктант с предварительной подготовкой.
На доске записан текст:
Медведь н. драл к. гтями узкие п. лоски еловой к. ры, снёс в яму на х. лме, сверху н. кидал мягкого моху. П. дгрыз ёлочки вокруг ямы так, что они шалашом н. крыли её, з. лез под них и з. снул спокойно (В. Бианки).
Учитель указывает на пропущенную букву, ученики показывают карточку с этой буквой и объясняют написание. (В какой части слова стоит буква? Как ее можно проверить)
Вывод. При написании слова с безударными гласными необходимо прежде всего определить, в какой части слова находится безударный звук. Если безударный звук находится в приставке, нужно вспомнить, как она всегда пишется! Если безударный звук находится в корне, то нужно проверить путем подбора проверочного слова.
V. Подбор однокоренных слов. (упр. .)
Знакомство с правилом.
VI. Контрольное списывание с заданием. (упр. .)
VII. Игра «Кто больше знает слов?». (упр. .)
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение.