Лукина Вероника Владимировна
Проект «Откроем в сердце двери»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к совместному проекту :
«Откроем в сердце двери» в рамках взаимодействия МБДОУ «Детский сад №69» и Храма Живоначальной Троицы пос. Боровое.
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности ребёнка выступает духовно-нравственное воспитание.
Публикация «Проект „Откроем в сердце двери“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Само понятие «воспитание» К. Д. Ушинский определял, как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и самим «собой».
Проект предназначен для педагогических работников детских садов. Содержит план мероприятий по сетевому взаимодействию МБДОУ «Детский сад №69» и Храма Живоначальной Троицы пос. Боровое. Разработан на основе парциальной программы духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем» под редакцией Р. Ю. Белоусовой, А. Н. Егоровой, Ю. С. Калинкиной.
1. Условия возникновения и становления проекта
Реализация программы воспитания, которая является составной частью ООП МБДОУ «Детский сад №69» основана на сетевом взаимодействии с различными субъектами воспитательно-образовательного пространства, главной задачей которой является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста на основе базовых ценностей (ценности семьи, нравственных ценностей, ценности культуры, ценности истории и т. д.) и послужила предпосылкой для разработки проекта : «Откроем в сердце двери».
Храм Живоначальной Троицы, расположенный в пос. Боровое, имеет вековую историю. Многие воспитанники нашего детского сада посещают воскресную школу при храме. Не так давно настоятелем храма стал прт. Олег Маркин, а его матушка Алина организует различные акции, тематические мероприятия и интересные постановки на библейские темы в нашем детском саду для детей старшего дошкольного возраста.
В подготовке к совместным праздникам, таким как День матери, Рождество Христово, День семьи, любви и верности, Светлое Христово Воскресение мы знакомимся с традициями православия, с ее уникальностью, любовью, безграничной заботой о ближних.
Проект учит детей различать плохой поступок от хорошего, нравственный от безнравственного, помогает заполнить душу ребенка миролюбием, искренностью, чувственностью, благоразумием, раскрыть таланты каждого ребёнка. Духовность и нравственность, заложенная в души самых маленьких наших детей - это и есть основа нашей жизни, и наше будущее.
Наш проект «Откроем в сердце двери» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Осуществляется проект также посредством реализации
программы по преемственности уровней образования дошкольного и начального общего образования совместно с МБДОУ №64 пос. Боровое.
Планируемые результаты проекта :
Планирование воспитательного процесса в соответствии с проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, должен значительно повысить эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, повысить компетентность педагогов, родителей.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком важных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию зла.
Реализация совместного проекта «Откроем в сердце двери» поможет обогатить сознание ребёнка духовными смыслами, показать ему пример любви, истинно христианского отношения к другим людям и к себе.
1.1 Обоснование актуальности проекта
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.
Обратиться к душе ребёнка, должны мы, педагоги. Воспитание его души – для будущего взрослого человека – это создание основы нравственных ценностей.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.
В православии лежат корни духовно-нравственного воспитания. Религия проповедует любовь к родителям, ближним и Родине, уважение к старшим, скромность, честность, бескорыстность, смирение. Призывает к умению прощать, уступать.
Забыты и давно не употребляются в разговорной речи изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, которыми богат русский язык.
Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста (с письменного согласия родителей (законных представителей, воспитанники воскресной школы, учащиеся начальной школы, представители храма, родители.
1.2. Цель и задачи проекта.
Цель: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры.
Задачи проекта.
Образовательные:
- формировать у детей основополагающие морально-нравственные ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор;
-приобретать культурологические знания, необходимые для разностороннего развития детей;
Развивающие:
- развивать детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям,
- развивать у детей значимость традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- создавать условия для творческого развития;
- развивать и обогащать словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, семье;
- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
- воспитывать трудолюбие, уважение к людям и бережное отношение к результатам;
-воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
1.3 Основные принципы проекта.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе правила - «Уклонись от зла и сотвори благо».
Принцип природосообразности: воспитание основывается на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Принцип педоцентричности: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Принцип культуросообразности: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества.
1.4 Основные направления проекта.
Система духовно-нравственного воспитания включает следующие направления:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, театрализованную деятельность;
- сотрудничество семьи и ОО;
- обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.