Валентина Степкина
Отчет о патриотическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого- с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л. С. Лихачев.
У каждого человека есть малая родина – место, где человек родился, где он провел свое детство, вырос, а кто-то прожил всю свою жизнь. С этим местом, связаны светлые воспоминания, первые успехи и неудачи, дружба. Чувство любви к своей малой родине закладывается еще с дошкольного возраста. Поэтому необходимо сформировать умение у ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться и другие социальные объекты. Ребенок с помощью взрослых откроет красоту достопримечательных мест, удивится чему-то новому, что поспособствует формированию нравственных чувств
Публикация «Отчет о патриотическом воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Цель:
- Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста;
- Обогащение их познавательного, эмоционального опыта через приобщение детей к истории, традициям культуре родного города.
-Показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую родину».
- Приобщать к истокам региональной культуры.
-Воспитывать чувство уважения к своей малой родине, ее природе, обычаям, традициям.
Задачи по развитию речи старших дошкольников:
-формирование представлений детей о своем родном крае, обогащение словарного запас с помощью речевых игры, логических заданий;
– развитие связной речи детей, побуждать их свободно мыслить, пересказывать, составлять рассказы по сюжетным картинкам;
– знакомство с улицами родного города, достопримечательностями, а также его жителями и их профессиями;
– формирование представлений детей об историческом, культурном, природном своеобразии Краснодарского края и родном городе;
На современном этапе одной из актуальных проблем в обучении детей дошкольного возраста является формирование связной речи. Осуществлять решение этой важной задачи можно через знакомство старших дошкольников с традициями и бытом кубанского народа. Для того чтобы работа была эффективной, мы оформили предметно-развивающую среду, которая в себя включает:
• Составление родословной семьи, такой как, «Семейное дерево».
• Фотоальбом: «Улицы и достопремечательности нашего города», Наш детский сад»,
• Уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; книги предприятий города; литература по патриотическому воспитанию.
• Уголок изобразительной деятельности: изделия прикладного искусства, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки, глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.
• Театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам. Приобщаем детей к обыгрыванию сюжетов, а также показываем сказки для младших дошкольников, участвуем в праздниках и развлечениях в др. группах.
• Уголок ряженья: русские народные костюмы, наряды с элементами народного творчества.
• Уголок, где находятся русские народные сказки и сказки народов Кубани, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей.
• Музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
• Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах. «Красная книга» (города или области).
• Дидактические игры: «Магазин сувениров» (хохлома, дымка, гжель, «Сложи карту», «Что где находится» (игра с картой, «Собери богатыря в путь дорогу», «Выложи фигуру» ( из счетных палочек: танк, ракету, самолет и т. д., «Строим город», «Заколдованный город» (создание нового образа города, «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)». «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Найди среди гербов разных стран герб России» и т. д.
• Сюжетно – ролевые игры (атрибуты к ним) : «Военные моряки», «Пограничники», «Семья», «Строительство», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Почта», «Банк», «Больница», «Салон красоты», «Рыбаки», и другие.
• Настольные игры: «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото», «Три сигнала светофора» (о правилах дорожного движения в нашем городе) …
• Коллажи, выставки рисунков, выставки поделок, фотовыставки, папки – передвижки, стенгазеты, панно.
• «Шкатулка добрых дел». В нее складываются фишки: красная – хороший поступок, синяя – плохой. Фишки подсчитываются, дети размышляют: каких поступков больше и почему так получилось.
• Пособие «Хорошо – плохо» с изображением различных ситуаций, в которых герои совершают положительные и отрицательные поступки.
• Наглядное пособие с изображениями неправильных действий, которое перечеркнуто красной полосой, что является отрицательной оценкой и одновременно запрещающим знаком «бегать нельзя», «громкие звуки запрещаются» и т. д.
• Мини музей
Стараемся создать теплую, уютную атмосферу, чтобы каждый ребенок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, веселыми играми, так как в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношениями со сверстниками. Формируем у детей этические представления и гуманные чувства на основе бесед о конкретных поступках детей, воспитываем представления о доброте и честности.
Используем беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы – друзья», «Правила, по которым мы живем», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – все это формирует личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм, чувство долга.
Планируя работу мы, разделили весь материал по тематическим блокам:
• «Я и моя семья»,
• «Я и мой город»,
• «Я и мой край в котором я живу»,
• «Я и моя Родина - Россия»,
Работа по каждой теме включает в себя:
• беседы,
• дидактические игры,
• игры – путешествия,
• экскурсии,
• игры – беседы,
• игры – инсценировки,
• развлечение.
Работу ведем последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, улица) – к более сложному (город, страна). Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком, членом семейного сообщества. Образовательная деятельность по теме: «Моя семья», «Место работы родителей», «Семейный альбом», «Интересное в нашем доме» позволяет детям прикоснуться к истории своей семьи, к своим историческим корням. В образовательной деятельности мы вместе с детьми выясняем, что такое понятие «семья», «семейный альбом», дети с удовольствием и интересом рассказывают о своих семьях, о маме и папе, о бабушках и дедушках, с увлечением рассматривают фотографии. Одновременно воспитываем привычку быть внимательными к людям пожилого возраста: вовремя подать стул, уступить место. Проведен совместный праздник с родителями «День матери».
Воспитывая у детей любовь к родному городу, подводим их к пониманию того, что их город имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники. В образовательной деятельности стараемся привлечь внимание детей через показ презентаций к городским объектам, которые расположены на ближайших к детскому саду улицах: школа, магазины, почта, аптека, церковь, рассказываем об их назначении, Полученные знания закрепляются в сюжетно ролевых играх.
В образовательной деятельности и в повседневной жизни даем детям разнообразные знания о природе нашей страны, используем иллюстрации и картины художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений. Во время прогулок, показываем очарование пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края.
В своей работе с детьми по формированию речи мы используем кубанский фольклор. Речь кубанского народа отличается художественной образностью, яркостью и колоритностью. Это связано с тем, что Кубанский край в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, в котором тесным образом переплелись разные культуры. Такое смешение культур и традиций народов, оставило потомкам богатейшее культурно-духовное, речевое наследие – кубанское устное народное творчество. С детьми разучиваем пословицы, поговорки, песни, потешки, скороговорки, считалки. Загадки пользуются у детей популярностью. Поиски отгадок, развивают сообразительность, догадливость, приводят к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира.
Совмесно с муз. руководителем Т. Н. проводим праздники и развлечения такие как: посвящение в казачата, кубанские посиделки, святки колядки, покрова, встреча с наставниками и коллективом муз. школы «Кубанские голоса», принимали участие в концерте «Рождество» в свято-покровском храме.
: В устном народном творчестве Кубанского региона ярко отражены быт, труд, обычаи наших земляков, народная мудрость и история казачьего края. Дети с интересом знакомились с трудом взрослых на Кубани. С детьми были проведены беседы о традициях и быте Кубанского казачества: «На казачьем кругу», «О быте казаков»,. за время знакомства детей с жизнью, бытом и культурой казачества на Кубани пополнился словарный запас за счет таких слов как: глэчик, чугунок, самовар, прялка, веретено и т. д. Совместно с родителями были организованы: поход в исторический музей г. Белореченска, экскурсия в парк Победы, выезд на фотосессию на р. Белую, участие в конкурсе на лучшую эпизодическую роль, где были представлены фотографии с эпизодами по фильму Тихий Дон, организованная поездка с катанием на лошадях, организация круглого стола, проведение чаепития, а также совместная поездка в воскресную школу.
Большой интерес у детей вызывают и кубанские народные игры, в которых можно проявить смекалку, любознательность, ловкость. В кубанских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.
Вывод:
Таким образом, только системная, многоплановая работа позволяет приобщить детей к традициям Кубани, помогает дошкольникам осознать древность и величие своей малой родины, почувствовать себя частичкой кубанского народа, и вместе с этим расширить, обогатить словарь, развить связную речь.