Лариса Бойчак
Опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"От слова к слову. "
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития связной речи дошкольников.
Публикация «Опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, поэтому я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать «Игровые методы и приемы в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
Начиная работу во второй младшей группе, в первую очередь я уделила внимание развитию мелкой моторики руки, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени натренированности движений пальцев. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти.
Большое значение для развития связной речи детей дошкольного возраста имеют дидактические игры направленные на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры речи, развитие связной речи и фонематического слуха, подготовку к обучению грамоте. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Одним из доступных, полезных и эффективных методов развития связной речи я считаю театрализованные игры. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального речевого, литературного и художественного развития. Она имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи.
Игры – драматизации на основе литературных произведений служат источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи, словарной и грамматической работы.
Знакомство детей с театрализованными играми я начала с младшего дошкольного возраста. Малышам показывали сказки взрослые и дети, вызывая у них положительный эмоциональный настрой, формируя простейшие образно - выразительные умения, которые усваивались путем подражания речевой практики.
В средней группе решались следующие речевые задачи: обогащался словарь детей, формировалось правильное произношение звуков, совершенствовалось отчетливое произношение слов и словосочетаний, развивалась интонационная выразительность и диалогическая речь детей.
В старшей группе продолжалась работа по обогащению и активизации словаря, закреплялось правильное произношение звуков и дифференциация их на слух, в речь вводились существительные, прилагательные, наречия, глаголы, предлоги. Дети учились пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Совершенствовалось умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.
В подготовительной группе буду продолжать работу по активизации и уточнению словаря. Отрабатывать дикцию, речевое дыхание, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, воспитывать культуру речевого общения. Дети с большим удовольствием участвуют в театрализованных представлениях, организованных педагогами, и применяют приобретенные навыки в самостоятельной деятельности.
Рассмотрим подробнее некоторые виды игровой деятельности по развитию связной речи детей.
Отгадывание мнемозагадок.
При отгадывании мнемозагадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. Ребенку необходимо выстроить логическое высказывание, отражающее всю заложенную в схеме информацию. Впоследствии ребёнок учится составлять загадку грамматически правильно построив предложение, опираясь на предложенную схему. А затем придумывает схему самостоятельно.
Игра «Живые слова».
Цель: упражнять в составлении предложений по структурной схеме. Организация: каждый ребёнок изображает конкретное слово (трое детей). Дети выстраиваются в определенной последовательности. Остальные составляют предложение, называя изображаемые детьми слова. (Юля изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит»; Егор - слово «Мёд». Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд»). Далее воспитатель предлагает поменяться местами второму и третьему ребенку. Остальные дети вновь выстраивают получившееся предложение («Медвежонок мёд любит»). Затем первый ребенок встает последним. («Мёд любит медвежонок»). Следующий этап работы - замена слово «мёд» другим. Выбирается еще один ребенок на смену третьему (третий садится). Он изображает словом «кувыркаться». Дети вновь выстраиваются в определенном порядке, образуя новое предложение, которое «читают» незадействованные дети («Кувыркаться любит медвежонок»). Вновь происходит смена мест основных участников. Таким образом составляется большой объем предложений.
Составление предложений по мнемодорожкам.
Мнемодорожки представляют собой несколько схематических последовательно связанных между собой изображений, служащих зрительной опорой при составлении предложений, рассказа, пересказа или заучивания стихотворений. Мнемодорожки используются в готовом виде или составляются вместе с детьми.
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
На начальном этапе детям дается инструкция по работе с серией сюжетных картин («Вот четыре картинки. Это все история про снеговика. Посмотри внимательно, подумай, что было сначала, что произошло потом, чем все закончилось. Разложи картинки по порядку. Теперь подумай и расскажи, что случилось со снеговиком и почему так произошло»). Овладев данным приемом, дети работают самостоятельно, без подсказок.
Составление описательного рассказа по мнемотаблице.
На начальном этапе дети составляют коллективный описательный рассказ, последовательно переходя друг за другом от мнемоквадрата к мнемоквадрату (Настя – «Это воробей. Он небольшой по размеру». Ангелина – «Воробей серого цвета. У него есть голова, тело, два крыла, две лапки и хвост». Лиза – «Тело воробья покрыто перьями». Егор – «Воробей умеет громко чирикать». Алена – «Воробей ест крошки, семечки и насекомых».Соня – «Воробей умеет летать и прыгать». Кирилл – «Воробей живет рядом с жильем человека». Денис – «Птенцы воробья называются воробышки». Катя – «Воробей – зимующая птица»). Неизвестные факты сообщает воспитатель, дополняя рассказ детей («Воробьи не умеют плавать. Птенцов выводят летом»).
Овладев навыком работы с таблицей, дети переходят к индивидуальному составлению рассказа.
Пересказ сказки с использованием приема «Паровозик из картинок».
«Паровозик из картинок» представляет собой ряд схем, которые облегчают воспроизведение художественного произведения, а также дают возможность домыслить его содержание, придумать свой вариант начала или конца истории. Схемы предварительно рассматриваются, изучаются. Каждый символ имеет конкретное обозначение. Далее схемы предлагаются в определенной последовательности. Опираясь на них, ребенок проговаривает текст по каждой схеме и впоследствии пересказывает сказку или другое произведение (не стихотворное). Этот прием можно использовать и при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
Составление коллективного творческого рассказа с использованием пособия «Сказка в окошке».
Данное пособие представляет собой каркас с кармашками, в которые вставляются съемные картинки. Все кармашки первоначально закрыты – это «окошки». Воспитатель открывает «окошки», дети называют, что увидели, логически соединяя два последовательно открытых «окна». Открывать «окошки» можно в любой последовательности. Количество открываемых «окошек» не регламентируется. С помощью данного пособия можно придумать сказку или волшебную историю. Каждый ребенок озвучивает одно «окошко», история придумывается последовательно. Когда дети полностью освоят принцип действия с данным пособием, они переходят к индивидуальной работе с ним.
Пересказ с использованием «Чудо-кубиков».
Данное пособие представляет собой серию кубиков разного размера с наклеенными на грани кармашками. Оно имеет широкое применение в качестве средства для развития речи. Кубики могут использоваться для описания предметных и сюжетных картин, для выражения своего эмоционального состояния по отношению к ситуации или эмоционального состояния героев картинки. Кубики могут использоватьчя по подгруппам (на каждую подгруппу из 5-6 детей по одному кубику). Картинки расположены хаотично, дети сами определяют последовательность действий и выстраивают сюжет. Рассказ по знакомой сказке составляется коллективно, опираясь на сюжетные картинки, затем от каждой подгруппы один из детей озвучивает получившийся рассказ.
Игра «Объяснялки».
В ходе игры группе детей (команде или индивидуально) предлагаются две не связанных между собой ситуации («Кошка охотилась на мышь» и «На кухне сбежало молоко»). Задача игроков – придумать и объяснить, как их можно связать. («Кошка охотилась на мышь. Она бегала по кухне. Там мама варила кашу, поставила на плиту молоко. Но кошка напугала маму, мама отвлеклась и молоко сбежало»). Побеждает команда (игрок, которая придумает наиболее логичный рассказ, началом которого является одна из ситуаций, а концом – другая.
Вся проводимая работа по развитию связной речи посредством игры оказывает положительные результаты: у детей к периоду окончания дошкольного возраста отмечается достаточно высокий уровень речевого развития по всем разделам. Таким образом, еще раз подтверждается тот факт, что использование игр на занятиях и в режимных моментах не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.