альбина мухаметзянова
«От конструирования до робототехники». Опыт работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта.
LEGO-конструирование и образовательная робототехника являются одними из наиболее эффективных инновационных технологий развития технического мышления у детей дошкольного возраста. Конструкторы «LEGO» существуют на рынке игрушек уже на протяжении нескольких десятилетий, и на сегодняшний день остаются незаменимым материалом для работы с детьми в дошкольных учреждениях.
Публикация «„От конструирования до робототехники“, Опыт работы с дошкольниками» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Опыт работы, практика
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Обладая высокими образовательными возможностями, многофункциональностью, высокими эстетическими характеристиками, конструкторы дают возможность познакомить воспитанников с техническим творчеством, способствуют формированию задатков инженерно-технического мышления, развитию внимания, воображения, памяти, мышления, коммуникативных навыков, формированию связной речи, обогащению словарного запаса.
Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности, в игровой форме и носит творческий и развивающий характер, что определяет её ценность и важность для развития восприятия ребёнка, его мышления, воображения, технических умений, моторики.
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у воспитанников детского сада теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- формировать первоначальные знания о конструировании и робототехнических устройствах, умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем, знания о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- научить приемам сборки конструкции и робототехнических устройств.
Развивающие:
- развивать внимание, память, образное и пространственное мышление, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
- развивать мелкую моторику рук и умения излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Воспитательные:
- воспитывать организационно-волевые качества личности (терпение, воля, самоконтроль, умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности;
- пробуждать интерес к занятиям робототехникой, создавать эмоционально-положительную обстановку на занятиях.
Значимость и актуальность
Современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС). И начинать готовить будущих инженеров нужно не в ВУЗах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Ценность опыта заключается в попытке объединить современный опыт по LEGO -конструированию и робототехнике с имеющимся материалом нашего ДОУ по конструированию в единую систему от простого к сложному.
РЕАЛИЗУЮЩИЕСЯ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
С УЧЕТОМ ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
В нашем детском саду применяются самые разные приемы и формы, позволяющие учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников и работа строится по принципу "от простого к сложному".
С детьми первой младшей группы мы строим из деревянных кубиков или строительного материала «башенки», «дома для зайчиков», «стульчик», также используется наборы LEGO из крупных деталей
Во второй младшей группе дети работают по образцу и показу воспитателя,знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, продолжая развивать навыки конструирования из крупных кубиков.
В средней группе дети используют конструктор UARO, LEGO Classic, знакомятся с игровым набором для раннего развития по методике Фридриха Фребеля «Дары Фребеля», развивающем сенсомоторные навыки, творческие способности и подготавливающим руки к письму.
В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) дети учатся планировать свою постройку при помощи LEGO-конструктора. Развивается творческая фантазия детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
К 7-ми годам дети владеют навыками работы с конструкторами разной сложности. К конструкторам UARO, LEGO Classic, LEGO DUPLO добавляется программируемый конструктор EductionWeDo 9580 и конструктор BOOST.
Первая модель, которую создали ребята вместе с педагогом – это был робот Гоша, который не только танцевал, но и отвечал на вопросы детей.
Для эффективной организации работы в данном направлении в сентябре 2019 года в ДОУ с детьми 6-7 лет организован кружок по LEGO-конструированию и робототехнике "Самоделкин", цель которого заключается в формировании теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Цель взаимодействия с родителями - вызвать у родителей желание участвовать с ребенком в тематическом конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений.
В работу с родителями по LEGO-конструированию в детском саду включены открытые занятия, консультации, беседы, родительские собрания. На занятиях родители имеют возможность быть не только наблюдателями, но и непосредственными участниками.
В родительском уголке размещаются памятки и брошюры с советами о развитии детей 6-7 лет посредством конструирования и робототехнического творчества.
Руководитель кружка делится полученным опытом с коллегами, которые активно используют технологии LEGO-конструирования и робототехники при проведении непосредственной организованной образовательной деятельности в рамках основного образовательного процесса, повышая тем самым познавательную мотивацию воспитанников. В каждой возрастной группе детского сада оборудованы центры LEGO-конструирования.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА РАБОТЫ
Система оценки результатов работы по LEGO -конструированию и робототехнике/
В целях оценки результативности проводимой работы планируется провестимониторинг приобретенных умений:
1) в начале года - вводный (педагогическое наблюдение практических умений);
2) в середине года - промежуточный;
3) в конце текущего учебного года (апрель-май) - итоговый.
Для промежуточного и итогового мониторинга используется диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике у детей 5-7 лет по методике Т. В. Фёдоровой (приложение 1).
В сентябре 2019 г. был проведен вводный мониторинг, результаты которого представлены на рисунке 1.
ДОСТИЖЕНИЯ
Весной 2019года в районном фестивале «Икаренок» наша команда стала победителем в номинациях «За техническую сложность проекта», «Видеозащита творческого проекта», и призерами в номинации «Инженерная книга».
В мае 2019 года на IV региональном техническом фестивале «Техностарт»воспитанница нашего детского сада продемонстрировала возможности конструктора при помощи техники.
Весной 2019 года Кабардинова Т. А. делилась опытом работы на заседании РМО старших воспитателей ивыступила с докладом в рамках августовской конференции 2019 г. на РМО педагогов по дополнительному образованию.
28.11.2019 г. команда нашего ДОУ в районном фестивале "Икаренок" получила диплом в номинации "За сложность проекта".
ВКЛАД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ РАЗВИВАЮЩУЮ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННУЮ СРЕДУ
Для эффективной организации занятий по конструированию необходимо оборудовать предметно-пространственную среду, которая поможет детям освоить новое. В группах оборудованы центры LEGO-конструирования.
В рамках реализации районного проекта «Лего и логоведы» :
- в детские сады были закуплены новые конструкторы таких видов как LegoDuplo, Education, EductionWeDo 9580, BOOST и другие.