Светлана Птица
Консультация «Осторожно — незнакомец!»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.
Публикация «Консультация „Осторожно — незнакомец!“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Незнакомые люди. Осторожно, незнакомец!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В работе по формированию безопасного поведения дошкольников в быту и с незнакомыми людьми поставлены следующие задачи:
• формировать основы по сохранению и укреплению здоровья, представления о способах безопасного поведения в быту и с незнакомыми людьми;
• воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.
Отсутствие у детей навыков правильного поведения в различных угрожающих ситуациях, недостаточная некомпетентность родителей в вопросах формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в быту и с незнакомыми людьми побуждают в необходимости углубления работы по формированию навыков безопасного поведения воспитанников.
Наиболее эффективным методом в решении данной проблемы является применение педагогических игровых ситуаций с детьми старшей группы. Это объясняется тем, что обучение детей безопасному поведению должно осуществляется при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельными вопросами, и ни в коем случае не навязыванием их ребёнку, что легче всего сделать с помощью игры. Наша задача – максимально использовать игру. С помощью неё подготовить ребёнка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который включает в себя: игру, имитацию и анализ данной ситуации. Моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения детьми знаний и навыков безопасного поведения в быту и с незнакомыми людьми. При общении детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасного поведения у детей. Игра в дошкольном возрасте является главным видом деятельности детей. Она даёт детям доступные для них способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение ими действительности. Когда дети научатся поступать в имитированных ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, они будут чувствовать себя намного увереннее в реальной жизни.
Каждую педагогическую задачу связываем с игрой. Например: Мама ненадолго ушла, и дети остались дома одни… Данную ситуацию разобрали и обыграли в сюжетно – ролевой игре «Семья», добавили персонажей: мошенника и милиционера.
Из бесед с детьми о том, кого они считают наиболее опасными из людей: с неприятной внешностью, неопрятно одетых или красивых и хорошо одетых женщин и мужчин, они выбрали неопрятных людей, а красивых и опрятных отнесли к тем, кто не может причинить вред.
Используя в работе моделирование игровых ситуаций при формировании безопасного поведения, знания детей намного улучшились. В ходе работы определила условия, которые обеспечивают формирование навыков безопасного поведения. Это: подбор доступного материала, систематичность мероприятий, наглядный материал, игровые формы работы с детьми, сотрудничество с родителями.
Работа осуществляется в соответствии с разработанным перспективным планом. Он состоит из задач, темы и видов непосредственной образовательной деятельности (ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, художественное творчество). Так же работа с детьми в режимных моментах, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями.
Актуальность
Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка. Часто втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан — дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение. Ребята не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Согласна с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
Ребенок и другие люди. Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. К сожалению, мы слишком часто видим по телевизору и читаем в газетах объявления о пропаже детей и другие неприятные случаи, виновниками которых становятся незнакомые люди. Ребенка может обидеть каждый, но мы в состоянии защитить его от подобных вещей. Малыша нужно учить поменьше общаться с незнакомцами, держаться от них подальше. Если в семье есть маленький ребенок, хочется дать ему все самое лучшее, обезопасить его от всех дурных влияний внешнего мира. И неприятности подстерегают вас там, где вы меньше всего их ждете. Чужие дяди и тети с плохими намерениями могут подстерегать детишек в любом возрасте. Необходимо сделать так, чтобы ребенок не попался на удочку незнакомца. Педагог рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).
Цель педагога – научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. Необходимо разъяснить, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. В итоговый тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».
Для формирования более точного понимания того, кто является “своим” и “чужим” человеком, попросите изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают “своими” (мама, папа, бабушка и т. д., а на другом рисунке – чужих, посторонних (продавца, прохожего и т. д.). Если ребёнок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи, кого-то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясните, что такие люди называются “знакомыми”. Предложите нарисовать их на третьем рисунке.
Можно провести игру “Свой, чужой, знакомый” (дети в кругу, водящий бросает поочередно мячик каждому ребёнку, приговаривая: “ знакомый” или “чужой” или “свой”). Ребёнок называет соответствующего человека.
Итак, можно сделать выводы, что для проведения занятий по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать беседы, эксперименты, тренинги, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, работы в тетрадях, рисование на различные темы. Но нужно помнить, что главное – это личный пример воспитателей и родителей.
Заключение
В заключение хотелось бы дать советы по осуществлению педагогического процесса, направленного на формирование у детей основ культуры безопасности.
Абсолютно невозможно ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно переиначить сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.
Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут.
Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффек-тивен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.
Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.
Каламбуры, песни, стихи помогут расширить представления детей о безопасности.
Лучший урок безопасного поведения — это пример окружающих ребенка взрослых.
Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения — необходимый метод освоения детьми правил безопасности.
Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.
Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.
Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка должно проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, круглые столы, консультации специалистов и индивидуально.
«Что если. ?» — вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок скорее всего поступит в той или иной ситуации, во-вторых обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности и последствий шалостей.
Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приемы.
Литература.
1. Издание развивающего обучения для детей дошкольного возраста «Карапуз» 2013 «Осторожно – незнакомец!»
2. Шорыгина Т. А. «Безопасные сказки». Беседы с детьми о безопасном поведении на улице и дома. - М. : ТЦ Сфера, 2015
3. Авдеева КН. Безопасность. Санкт-Петербург 2002. детство — Пресс.
4. Методическое пособие «Безопасность» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина.
5. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева "Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы".2012 м. мозаика-синтез
6. Н. В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения» -В. : Учитель,2011.
7. Л. В. Максимчук «Что должны знать дошкольники о безопасности» -М. : 2008.
8. Васильева И. Учим правилам безопасности. – М. : // Дошкольное воспитание № 2, 1980г.
9. Н. С. Голицина «ОБЖ для старших дошкольников» - М. : 2011.
10. Поддубная Л. Б. «ОБЖ» (занимательные материалы). Волгоград 2008. Корифей.