Галина Семёнова
Консультация «Особый ребёнок — особое отношение»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю»
Антуан де Сент-Экзюпери
Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой, но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше, чем у обычного ребёнка. Проблема «особого ребёнка» в современном мире считалась в основном медицинской, и её решение являлось прерогативой врачей. Однако, с развитием общества и ряда наук, в том числе прикладных, проблема становилась общественной. Проблема «особого ребёнка» касается всех сфер социума, начиная от законодательных процессов и заканчивая, гуманным и толерантным отношением. Таким детям необходимо понимание и помощь не только родителей, но и общества в целом, только тогда они смогут понять, что они действительно нужны, что действительно их понимают и любят. В настоящее время отмечается значительное ухудшение психофизического здоровья детского населения из-за экономических, экологических, социальных и других причин. По данным научного Центра здоровья РАМН, 85% детей рождаются с недостатками развития. Все чаще и чаще мы слышим и сталкиваемся с «особыми детьми», данные за последние годы констатируют тенденцию увеличения количества детей с различными отклонениями в развитии. Чем раньше будет предоставлена комплексная помощь со стороны различных социальных институтов, специально организовывать образовательное пространство, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации своего права на наследование социального и культурного опыта человечества. «Особый ребёнок» должен иметь возможность реализовать свои возможности и свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь в специально созданных для него условиях. «Особый ребёнок» - это ребёнок-инвалид, имеющий физические и (или) психические недостатки в развитии, с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, они имеют тяжелую форму инвалидности: синдром Дауна, аутизм, ДЦП. Государство всегда учитывает личные потребности такого ребенка, связанные с его здоровьем, ситуацией, и определяет необходимые условия для получения образования, в том числе для детей с ОВЗ.
Публикация «Консультация „Особый ребёнок — особое отношение“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Исторические источники
Множество столетий Древней Спарте создавался культ здорового тела. Дети, которые сильно отличались от нормы и имели ярко выраженные отклонения, просто уничтожались. В средневековой Европе отношение к таким людям было не лучше. Большинство душевнобольных заживо сжигали на кострах, их относили к «одержимым нечистой силой». Французский врач-психиатр Филипп Пинель(1745-1826) решил предпринять первые попытки адекватного отношения к душевнобольным. Ввел термин «умственная отсталость» его ученик Жан-Этьен-Доминик Эски-роль(1772-1840). Филипп Пинель (20 апреля 1745г. — 25 октября 1826г.) — французский врач, положил основы психологии во Франции. Работал в парижских больницах Бисетр и Сальпетриер; очень прославился благодаря содержанию и лечению душевнобольных. Состоял во Французской академии наук. В 1792 году Пинеля назначили врачом парижского заведения для умалишенных Бисетр. Там же произошел акт гуманности, ставший довольно знаменитым: он добился введения в практику содержания таких пациентов в больницах, лечебных осмотров и процедур. Пинель дал больным свободу передвижения по территории больниц, заменил сумрачные темницы светлыми комнатами и оказал эмоциональную поддержку и добросердечные советы как часть лечения. Жан-Этьен Доминик Эскироль (3 февраля 1772— 12 декабря 1840) —французский врач-психиатр, создатель первой научной инструкции о психиатрии, основал официальное учение психиатрии во Франции. Жан-Этьен Доминик Эскироль поставил различие между галлюцинациями и иллюзиями в докладе «О галлюцинациях у душевнобольных». Эскироль посетил заведения для умалишённых по всей Франции. В 1818 он предоставил записку министру внутренних дел и опубликовал более подробные выводы в «Словаре медицинских наук».
В России умственно отсталых детей стали различать от психически больных, пробовать воспитывать и обучать, изучать их изъяны в середине XIX в. В начале это делали врачи-психиатры в клиниках, позже к ним присоединились педагоги и психологи. Постепенно начали создавать сведения о психологических особенностях умственно отсталых. Первой значительной публикацией, посвященной проблеме олигофренопсихологии, был двухтомная работа Г. Я. Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1914—1915). Автор обобщил знания, накопленные к тому времени зарубежными и отечественными исследователями в плане физиологии, педагогики, психологии умственно отсталых и нормально развивающихся детей. Сравнительный характер исследования дал Г. Я. Трошину заметить у сопоставляемых категорий детей ряд совместных черт, а также определить особенности, присущие умственно отсталым. Им были выставлены интересные тезисы, не потерявшие своей значимости и в наши дни. К их числу относятся утверждения о возможностях разнопланового воспитания умственно отсталых детей и об общности главных закономерностей, по которым осуществляется развитие нормального и умственно отсталого ребенка. Дальнейшее интенсивное исследование психологии умственно отсталых в России осуществлялось преимущественно в лаборатории особой психологии Научно-практического института специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР, созданной 1929 г. в Москве. В этой лаборатории проводились сопоставительные изучения, охватывавшие умственно отсталых, глухих и нормально развивающихся. С первых лет организации лаборатории ее главные сотрудники Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев стали эффективно разрабатывать теоретические основы олигофренопсихологии, оригинальные методики и накапливать фактический материал. В это время Л. С. Выготским был сформулирован ряд основных положений, отражающих закономерности психического развития аномального ребенка.
«Особый ребенок» в социуме
«Особому ребёнку» всегда было очень тяжело находится в обществе. Так как в детские годы люди постигают и учатся очень многому, то инвалидность становится огромным барьером для изучения новых вещей. Со стороны общества возможно непонимание, невежество, страх. Все эти факторы приводят ребёнка с ограниченными возможностями к изоляции и замыканию в себе. Хотя многие из них могут не так сильно отличаться от обычных ребят. Таких детей необходимо поддерживать и помогать им не только родителям, но и обществу в целом. Если помощь такому ребёнку будет оказана как можно раньше, то больше шансов на то, что он сможет нормально находиться в социуме. Сейчас государство уделяет особое внимание детям с ограниченными возможностями. Становится больше медицинских и учебно-воспитательных учреждений. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании «особых детей» недостаточен, так как проблема социальной адаптации не решается. Ребёнка с ОВЗ часто могут не принимать в социуме – это проблема, связанная с непониманием не только обычных детей, но и взрослых. В России ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. За последние 5 лет их стало на 9% больше. Разрабатывались программы социальной адаптации детей с ОВЗ, образовательные программы, которые помогли бы им обучаться в обычных школах. Появилась социальная реклама, рассказывающая о том, что все равны, проводились соответствующие мероприятия. Однако принять к себе детей с инвалидностью согласились единичные сады и школы. Кроме того, очень негативно к этому отнеслись родители учеников и детей дошкольного возраста. Также в России только осуществляется переход от медицинского (традиционного) подхода к пониманию инвалидности к социальному. На Западе дела обстоят с точностью иначе. Основная задача европейских государств — с детства адаптировать и социализировать малышей с неизлечимыми заболеваниями. Дети с ОВЗ имеют полное право ходить в обычные сады и школы. С рождения человеку внушают: «Ты — нормальный, обычный, ты можешь жить, как все». В Европе до ХХ века господствовал медицинский (традиционный) подход к пониманию инвалидности. В 2006 году был закреплен социальный подход в Конвеции о правах инвалидов. В Азии довольно трепетно относятся к людям с ограниченными возможностями. Многие собирают клуб волонтёров, посещают больницы и семьи, где есть такие дети, чтобы помочь в чём-либо. Эта помощь может быть абсолютно разной: от уборки дома до изготовления каких-то устройств. Также люди строят множество благотворительных фондов для помощи детям с ограниченными возможностями. Те, кто хочет помогать им может отправлять деньги на специальный номер, который есть у каждого фонда. Одними из самых известных в России являются: благотворительный фонд «Подари жизнь», основанный 26 ноября 2006г. Диной Корзун и Чулпан Хаматовой; благотворительный фонд Константина Хабенского, основанный 09 апреля 2008г. Константином Хабенским. Существуют и зарубежные организации помощи «особым детям», которые активные и на территории России. Например, детский фонд ООН ЮНИСЕФ, основанный в 1997г. Во многих странах люди стараются быть толерантными по отношению к «особым детям», но всегда будет множество человек, которые не могут принять детей с недостатками. Ребёнку с особенностями важно уметь находиться в обществе среди здоровых людей. Но и здоровым детям может быть трудно находить общий язык с такими людьми.
Кто, хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу и таким детям необходимо понимание и помощь не только родителей, но и общества в целом, только тогда они смогут понять, что они действительно нужны, что действительно их понимают и любят.