Приложение МААМ

Особенности эмоционального интеллекта у дошкольников

Юлия Мамасуева
Особенности эмоционального интеллекта у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

"Особенности эмоционального интеллекта у дошкольников"

Актуальность развития эмоционального интеллекта у детей в ДОО не может быть недооценена, так как это является основой для успешного социального и эмоционального развития, что имеет важное значение для их будущей жизни. «Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач». «Идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует, возникла из концепции социального интеллекта, которая была разработана такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. С развитием когнитивной науки в определенный период времени слишком большое внимание было уделено информационным, «компьютерным» моделям интеллекта, и аффективный компонент мышления, по крайней мере в западной психологии, отошел на второй план». «Концепция социального интеллекта была именно той связью, которая связывает воедино аффективные и когнитивные аспекты познавательного процесса. В области социального интеллекта был разработан подход, который понимал человеческое познание не как «компьютер», а как когнитивно-эмоциональный процесс». Еще одной предпосылкой особого внимания к эмоциональному интеллекту была гуманистическая психология. «После того, как Авраам Маслоу представил концепцию самореализации в 1950-х годах, в западной психологии произошел «гуманистический бум», который вызвал серьезные интегральные исследования личности, сочетающие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы». «Питер Салоуэй, один из исследователей гуманистической волны, опубликовал в 1990 году статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, как признается большинством в профессиональном сообществе, была первой публикацией на эту тему. Питер Салоуэ писал, что за последние несколько десятилетий представления об интеллекте и эмоциях радикально изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции — как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной жизни человека» [6]. «Развитие моделей эмоционального интеллекта можно рассматривать как континуум между аффектом и интеллектом. Исторически первой была работа Салоу и Майера, и она включала только познавательные способности, связанные с обработкой информации об эмоциях. Затем в интерпретации был выявлен сдвиг в сторону усиления роли личностных характеристик». «Если «эмоциональный интеллект» интерпретируется как исключительно личностная характеристика, то само использование термина «интеллект» становится необоснованным». Развитие эмоционального интеллекта начинается еще в период дошкольного детства. Эмоциональный интеллект включает в себя умение чувствовать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Хорошо развитый эмоциональный интеллект у детей дает возможность управлять стрессом, эффективно решать конфликтные ситуации и лучше взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Родители и воспитатели могут способствовать развитию эмоционального интеллекта у детей, предоставляя им безопасную и поддерживающую среду, в которой они могут выражать свои эмоции и изучать их. Родители и педагоги могут также научить детей называть свои эмоции и учить их понимать эмоции других людей. Игры и различные активности, такие как сценарии и импровизация, могут помочь детям в изучении эмоциональных навыков. Дошкольные образовательные учреждения должны внедрять образовательно-воспитательные программы, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта. Они могут включать в себя обучение управлению эмоциями, коммуникации и улучшению социальных навыков. «По мнению В. Е. Лёвкина, основными составляющими эмоционального интеллекта являются :

Публикация «Особенности эмоционального интеллекта у дошкольников» размещена в разделах

1) способность осознавать у себя и других наличие определённых эмоций и чувств;

2) умение понимать причины появления определённых эмоций и чувств у себя и у других людей;

3) навыки управления эмоциональными состояниями (включая их выражение и использование).

В. Е. Лёвкин считает, что управлять эмоциональными состояниями и понимать чувства других людей крайне важно, как в личной жизни, так и в эмоциональной. Так же по мнению В. Е. Левкина, уровень эмоционального интеллекта отражает уровень психической зрелости человека. Эмоциональный интеллект низкого уровня характерен для детей, а также для не повзрослевших, инфантильных и эгоистичных взрослых, т. е. взрослых лишь биологически. Напротив, эмоциональный интеллект высокого уровня характерен для психически зрелых людей, обладающих активной жизненной позицией». Говоря в целом, развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте имеет важное значение для здорового развития детей и их будущего успеха. В исследовании Филипповой О. Г., Терещенко М. Н., Батеновой Ю. В., Прохоровой А. А. 2021 года отмечено, что с помощью программы «Азбука эмоций», направленной на использование совместной деятельности детей и взрослых, разнообразие материалами развивающей предметно-пространственной среды, создающими положительное эмоциональное состояние ребенка, привлечение семьи к взаимодействию с ДОО по развитию эмоционального интеллекта, можно эффективно развить у дошкольников эмоциональный интеллект, что позволит быть успешным в социальной сфере. «На контрольном этапе они выявили повышение уровня развития эмоционального интеллекта детей, позволив отметить позитивные изменения. Так, на констатирующем этапе исследования расхождение между контрольной и экспериментальной группами было незначительное: высокий уровень на 0 %, средний уровень на 4,2 %, низкий уровень на 4,2 %; на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы расхождение в результатах увеличилось: высокий — на 8,3 %, средний — на 21 %, низкий — на 29,3 %, что является статистически значимым (Тэмп=45, при р <0,01)» [7]. «М. Н. Мартыненко разработала специализированный курс занятий, предназначенных для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Она выдвинула гипотезу о том, что при проведении психолого-педагогических занятий, направленных на развитие таких компонентов эмоционального интеллекта как восприятие, анализ и оперирование эмоциональной информацией, у детей повышаются показатели уровня развития эмоционального интеллекта. Ею был использован экспериментально-генетический метод, который позволил активно воздействовать на участников исследования с целью развития у них определенных знаний, навыков или умений. Исходя из полученных автором результатов, можно сделать вывод, что дети, прошедшие диагностические процедуры, показали улучшение в выполнении задач, связанных с восприятием, анализом и обработкой информации эмоциональных состояний. Эти процессы считаются важными компонентами эмоционального интеллекта, согласно многим современным психологическим теориям. Их осуществление в сознании необходимо для эффективного решения когнитивно-эмоциональных задач. В результате проведенного курса обучения была подтверждена гипотеза исследования. В процессе эмпирического исследования также обнаружилась побочная переменная, сдерживающая эффективность проведения данного курса. Ей является низкая произвольность, как свойство психики воспитанников. Возможно, в случае низкого показателя произвольности у ребенка, нужно производить ряд мероприятий, направленных прежде всего на развитие у него способности к саморегуляции, поскольку это является первостепенной задачей. А затем включать детей в процесс группового обучения» [5]. На практике дошкольных учреждений воспитатели часто сталкиваются с проблемой, как развивать эмоциональный интеллект у ребенка. Для этого требуется дополнительная работа с педагогами, по повышению квалификации в вопросах, развития эмоционального интеллекта. Из опыта работы некоторых ДОО мы выявили, что организация условий для развития эмоционального интеллекта у дошкольников может представлять сложности. Перечислим наиболее распространенные проблемы в современных реалиях детских образовательных учреждений: Неэффективные методы обучения: Некоторые методы обучения, используемые для развития эмоционального интеллекта, могут быть неэффективными или неприемлемыми для некоторых детей. Отсутствие поддержки со стороны родителей: Родители могут не понимать важности развития эмоционального интеллекта у детей и не поддерживать их участие в таких занятиях. Для решения данных проблем необходимо приложить большие усилия к образованию и повышению квалификации педагогов, а также выбору эффективных методов обучения и повышению осведомленности в вопросе развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у дошкольников на сегодняшний день является достаточно актуальной педагогической проблемой, так как оно необходимо для успешной социализации детей в обществе: Во-первых, эмоциональный интеллект помогает детям понимать свои эмоции и реагировать на них правильно. Ребенок, который может управлять своими эмоциями, лучше умеет общаться со сверстниками и взрослыми, что помогает ему легче адаптироваться к различным социальным ситуациям. Кроме того, развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста может помочь им справляться со стрессом и негативными эмоциями, которые могут возникать в их жизни. Во-вторых, развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста может помочь им развивать свои когнитивные навыки. Недавние исследования показали, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют более развитые когнитивные способности, такие как лучшее понимание причинно-следственных связей, более точное рассуждение и более продвинутое решение проблем. В целом, развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста имеет множество преимуществ, которые оказывают положительное влияние на их социальное и эмоциональное благополучие. Родители, педагоги и воспитатели могут помочь детям развивать свой эмоциональный интеллект путем создания подходящей среды, где дети могут свободно выражать свои эмоции, а также путем обучения социальным навыкам и эмоциональному регулированию. Такие усилия могут иметь долгосрочные выгоды и помочь детям стать более успешными и уверенными в себе в будущем.

Публикации по теме:

«Мы сегодня вот такие». Пособие-игра для развития эмоционального интеллекта у дошкольников«Мы сегодня вот такие». Пособие-игра для развития эмоционального интеллекта у дошкольников Развитие эмоционального интеллекта является важным аспектом в развитии дошкольников. Знать и понимать,уметь различать эмоции, очень важно.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Набор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детейНабор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детей В своей работе, я часто использую различные карточки с изображением эмоций. Это и фотографии, и рисунки, и пиктограммы. В начале учебного.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

План-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 летПлан-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 лет Цель:развитие эмоционального интеллекта детей. Задачи:Образовательные: Повторить и закрепить понятия, связанные с театром и театральной деятельностью;.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детейТехнология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей. Актуальность: В настоящее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности эмоционального интеллекта у дошкольников
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 12:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности эмоционального интеллекта у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мамасуева (УИ 399951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД