Юлия Раздайбедина
Особенности структуры образовательной программы и воспитательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Категория слушателей: заведующие ДОУ и их заместители Кольского района.
слайд 1, 2, 3
Дошкольные образовательные учреждения - часть единой системы образования, реализующие те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения. Однако, дошкольные учреждения - наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные не только на обучение, но и на воспитание и развитие ребенка : развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни
Публикация «Особенности структуры образовательной программы и воспитательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО» размещена в разделах
С 2010 г. все дошкольные учреждения реализуют свои образовательные программы, составленные с учетом ФГТ.
Слайд 4
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральные Государственные Требования (ФГТ) для педагогов дошкольного образовательного учреждения являются заданными извне требованиями к качеству образования, поставленными образовательному учреждению государством.
В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Слайд 5
Образовательная программа ДОУ есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же - основание для оценки качества образовательного процесса.
Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности, что собственно и будет отличать основные образовательные программы ДОУ друг от друга.
Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:
- формирование их общей культуры,
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Слайд 6, 7
Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам:
1. соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2. сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
3. соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
4. обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
5. строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
6. основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
7. предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
8. предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Слайд 8
В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:
1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65% до 80% всего времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).
Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
Слайд 9, 10
Структура содержания дошкольного образования
Направления развития (4) : Образовательные области (10) :
1. Физическое развитие (физическая культура, здоровье)
2. Познавательно – речевое развитие (познание, коммуникация, чтение художественной литературы)
3. Художественно – эстетическое развитие (музыка, художественное творчество)
4. Социально – личностное развитие (социализация, труд, безопасность)
Слайд 11
Каждая образовательная область (исключение – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности и основана на ней:
1. «Физическая культура» - двигательная деятельность
2. «Социализация» - игровая деятельность
3. «Труд» - трудовая деятельность
4. «Познание» - познавательно-исследовательская деятельность
5. «Коммуникация» - коммуникативная деятельность
6. «Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности
7. «Художественное творчество» - продуктивная деятельность
8. «Музыка» - музыкально - художественная деятельность
Слайд 12
Основными моделями образования детей дошкольного возраста являются:
2. совместная деятельность взрослых и детей;
3. самостоятельная деятельность.
Совместная деятельность взрослого и детей - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Самостоятельная деятельность детей –
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Слайд 13,14
Формы работы с детьми:
Двигательная деятельность
Игровая беседа с элементами движений
Подвижные игры с правилами
Подвижные дидактические игры
физические и игровые упражнения
Соревнования, полоролевые игры, физическая культура, физкультминутки Игровая деятельность
Сюжетно - ролевые игры
Игры с правилами
Дидактические игры
Театрализованные игры
Пальчиковый театр
Настольный театр
Трудовая деятельность
Дежурство
Трудовые поручения
Совместная деятельность по уходу за … Коммуникативная деятельность
Беседа. Ситуативный разговор.
Речевая ситуация
Составление и отгадывание загадок
Сюжетные игры, игры с правилами
Познавательно исследовательская деятельность
Наблюдение
Экскурсия
Решение проблемных ситуаций
Экспериментирование
Коллекционирование
Моделирование
Реализация проекта
Сюжетные игры, игры с правилами Восприятие художественной культуры
Чтение
Обсуждение
Разучивание
Ситуативный разговор с детьми
Продуктивная деятельность
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Реализация проектов Музыкально – художественная деятельность
Слушание и исполнение музыкальных произведений
Музыкально-дидактические игры
Слайд 15
Для разработки программы можно выделить 4 темообразующих фактора в проектировании образовательного процесса :
1. Реальные события, происходящие в стране, мире; природные явления; праздники.
2. Воображаемые события, описываемые в художественном произведении.
3. События, специально смоделированные воспитателем, исходя из образовательных задач.
4. События, происходившие в жизни группы (ребенок принес динозавра – создали музей; ребенок был в цирке; поссорились; помирились; ребенок ездил на черное море и т. д.).
Слайд 16,17,18
Специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся разработки содержания образовательной программы, во многом определяющего направленность образовательного процесса в каждом конкретном детском саду.
При разработке основной общеобразовательной программы ДОУ необходимо обратить внимание на следующее:
Индивидуальными для каждого ДОУ будут являться разделы:
пояснительная записка; организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; содержание коррекционной работы (если такая проводится в ДОУ); система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Построение модели образовательного процесса зависит от вида, категории, приоритетных направлений деятельности учреждения; специфики условий осуществления образовательного процесса (в т. ч. особенностей комплектования групп, наличия педагогов-специалистов); используемого программно-методического обеспечения.
При этом важно понимать, что разделы «содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей» и «планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» должны быть унифицированными.
Слайд 19,20
Исходя из новых требований достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. В портрете выпускника должны отражаться качества личности ребенка и степень их сформированности.
В разделе «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.
• физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
• любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
• эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
• овладевший средствами общения и способами взаимодействия совзрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
• способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. ;
• имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Вот такого ребенка мы должны выпускать из ДОУ.
Слайд 21
Наиболее часто задаваемые вопросы:
Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?
Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.
Что касается расписания занятий, методистами рекомендовано составлять его пока, как и прежде, на основе комплексной программы, но можно обозначить как «Реализация образовательных областей» и отметить какие области каждое занятие реализует. Например, занятие Развитие речи может решать задачи области: «Познание», «Коммуникация»; Ознакомление с окружающим: «Познание», «Социализация», Безопасность» и т. д. В течение дня должны реализовываться все образовательные области.
Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы?
Примерные итоговые результаты (портрет выпускника) описаны в ФГТ. При их составлении можно ориентироваться на результаты освоения детьми комплексной программы, по которой работает ДОУ, показатели развития детей также предложены в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» авторского коллектива НИИ «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.
Во время переходного периода вариативность программ сохраняется, поэтому до принятия примерной основной общеобразовательной программы, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе («Истоки», «Детство», «Радуга» и др.)
Слайд 22
Хочу обратить внимание на некоторые нормативные документы:
1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении")
2. П р и к а з Министерства образования и науки российской федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования - программа развития» - уникальный документ для разработки «Программы развития учреждния»
3. П р и к а з Министерства образования и науки российской федерации от 07.06.2012 г. №1443 «Об утверждении Примерного положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования»
- Число детей на Логопункте не должно превышать 20 воспитанников образовательного учреждения на 1 ставку учителя-логопеда
- Занятия с детьми в Логопункте могут быть организованы как в первую, так и во вторую половину дня, согласно графику.
4. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012)
Разъяснения в Письме Росздравнадзора от 26.10.2011 №04И-1000/11 "О лицензировании" : "Предоставленные лицензии на медицинскую деятельность согласно ч. 4 ст. 9 ФЗ №99 действуют бессрочно. Ранее выданные лицензии, предоставленные до дня вступления в силу ФЗ (3 ноября 2011г.) также действуют бессрочно. Действующие лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению (переоформленные лицензии будут действовать бессрочно)".
С 1-го января 2011г. лицензии на образование стали бессрочными, поэтому на данный момент Организации, имеющей лицензию на право ведения образовательной деятельности с ограниченным сроком действия, необходимо получить бессрочную лицензию, после чего Организация получит свою лицензию на ведение образовательных программ без ограничения срока действия.
ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ действующей образовательной лицензии на бессрочную происходит в уведомительном порядке через Одно окно.
Комплект документов для переоформления образовательной лицензии на бессрочную:
1. Заявление
2. Нотариальная копия лицензии и приложения