Анна Владимировна Фоминцева
Консультация «Особенности речевого развития трехлетнего малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Знание особенностей трехлетнего малыша, условно понимаемая норма развития — та точка отсчета, которую всегда надо иметь в виду, не переоценивая, но и не преуменьшая возможностей малыша. Каждый ребенок развивается индивидуально, у каждого есть свои природные особенности, но есть в развитии детей и общие закономерности. Полного совпадения, конечно, быть не может, но все же развитие каждого ребенка должно примерно совпадать с установленными наукой общими закономерностями развития.
Публикация «Консультация „Особенности речевого развития трехлетнего малыша“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Малыш понимает и говорит. Запас понимаемых слов (пассивный словарь) примерно в полтора раза превышает запас слов, употребляемых им (активный словарь вырос до 1200-1500 слов).
Ребенок пользуется речью как средством общения. Он понимает речь - инструкцию, речь - рассказ (а ведь именно в рассказах, сказках, стихотворениях так много информации для ребенка о предметах окружающего мира, о явлениях, действиях, отношениях). Появляется много вопросов: зачем? почему? как? где? Совершенствуется и звуковая сторона речи. Она включает в себя различение звуков и их правильное проговаривание.
К трем годам у ребенка достаточно развиты ощущения, восприятия, память. Вместе с познавательными процессами развивается мышление. И как раз качественный скачок в развитии мышления наступает тогда, когда ребенок овладевает активной разговорной речью. Мысль "оформляется", "развертывается" в речи, находит опору в словах. Развитие мышления, воображения и речи происходит одновременно, параллельно, и называется это речемыслительной деятельностью.
Занимаясь с ребенком, взрослый учит его отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать, сравнивать предметы и картинки. А беседы с ребенком проводятся на самые обыденные темы: по ходу игры, по поводу наблюдаемых явлений и т. д. Не забудем поговорить с ребенком и о прожитом дне: что было сначала, куда ходили, что делали. Такой разговор важен для развития внимания, памяти, мышления, планирования, речи.
В три года речь ребенка — средство общения и средство обобщения. И это связано с развитием мышления. Ребенок уже в полной мере понимает, что значит каждое слово "уже обобщает" (например, кошка - это не только та, живая, что сидит на крыльце, или игрушка, или изображение на картинке, а все предметы такого рода называются этим словом). Ребенок уже обращает внимание на цвет, форму, величину, те или иные качества предметов и явлений. Выделяет части, свойства, пространственное расположение предметов, может анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, противопоставлять предметы, определять их различия и общность.
При нормальном речевом развитии ребенок может довольно свободно общаться с окружающими. Он задает много вопросов (недаром детей этого возраста называют "почемучками", сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает стишки и песенки, потешки и считалки.
Дети трех лет говорят и развернутыми предложениями, используя простые грамматические формы. Инициатива ребенка в общении зависит от активности взрослого. Используйте любую возможность, чтобы обговаривать с ребенком все наблюдаемое им, все воспринимаемое в окружающей жизни.
Обратите внимание, есть ли у малыша потребность в общении со взрослыми, интерес к предметному миру, эмоциональный контакт со взрослыми и со сверстниками, достаточно ли его моторное (двигательное) развитие, нет ли задержки в формировании предметных действий, в овладении ими, любознателен ли он? Нет ли пассивно-оборонительного поведения в ситуации новизны? Так бывает, когда ребенок не любит все новое, боится его.
Исключительно важно, чтобы речь окружающих была четкой, правильной, выразительной, а темп ее не убыстренный. Ребенок трех лет склонен к подражанию, в том числе и к речевому. Ведь мы хотим, чтобы ребенок говорил правильно, чисто и красиво. Не правда ли? Если взрослые говорят с дефектом, то и ребенок будет воспроизводить этот дефект, ведь речь, как и многое другое, ребенок усваивает подражательно. Не подлаживайтесь под детскую речь, не сюсюкайте с ним. Запомним, что влияние взрослого во всем - решающий фактор развития малыша.
Мышление ребенка, как и мышление взрослого, неотделимо от речи, а развиваются речь и мышление во взаимодействии. Ребенок 3 лет может решать логические задачи, правда, не всегда при этом он способен правильно объяснить, почему он действовал так, а не иначе. Полезно стимулировать ребенка к тому, чтобы он сам нашел ответ на им же поставленный вопрос, хотя бы попытался сделать это.
Дети проявляют повышенный интерес к новым словам, занимаются словотворчеством, у них развивается "чувство языка". От ситуативной речи, имеющей форму разговора, диалога, ребенок все больше переходит к развернутой связной речи, носящей характер монологов и все больше выходящей за пределы данной ситуации.
Заботясь о развитии речи ребенка, необходимо давать ему достаточно новых впечатлений, источником которых являются совместные прогулки, кинофильмы, книги, рассказы, самостоятельная практическая деятельность ребенка с вещами и предметами.
Важно развивать у ребенка мотивы общения. Поставьте ребенка в ситуацию активного выбора: пойдем в магазин или в парк, дать конфету или пряник, завязать бант синий или красный? Такой стиль общения с ребенком приведет к развитию у него желания и необходимость сделать сознательный выбор, к активности и самостоятельности.
Для более успешного развития говорения, трехлетнего ребенка необходимо ввести в детский коллектив. Так как на данном возрастном этапе, общения только со взрослыми становится недостаточно.
Задача взрослого - всемерно поощрять виды речевой деятельности, стимулирующие речевое развитие малыша.
Успехов Вам, дорогие родители!