Дарья Коньякова
Особенности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
«ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»
Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными параличами являются дизартрии (М. Б. Эйдинова, 1959, 1962; Р. А. Белова, 1965; 1966, и др.).
Первые научные описания дизартрии появились в печати более 150 лет тому назад. Это были наблюдения известного немецкого невролога Литтля (1853, который, давая подробную клиническую картину ДЦП, отмечал специфические расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма. Впервые термин «дизартрия» был использован в 1879 году Куссмаулем, который под этим понятием объединял все нарушения артикуляции.
Публикация «Особенности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией» размещена в разделах
С середины XX века исследователи начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер, с которым не только связано расстройство тончайшей координации мышц речевого аппарата, но и патология просодических характеристик устной речи.
Дизартрия - наиболее часто встречающиеся нарушения функционирования речеобразовательной системы.
Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока, при дизартрии нарушается целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в целом неправильно реализуется фонетический строй речи.
Частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нервной системы плода и новорождённого). Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе. Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях легкие (стертые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции (Л. Т. Журба и Е. М. Мастюкова, 1980).
У детей с дизартрией вследствие органического поражения нервной системы поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего возникают параличи (парезы) органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого нёба; гортани: голосовых складок; дыхательных мышц, страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи.
При дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий, изменением тембра (глухостью, назализацией, мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).
Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез, может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, у детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью дошкольникам присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции, двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе, наблюдается нарушение памяти.
Слабость процесса запоминания слов у детей связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения, мышление отстает от нормы, наблюдается неуверенность, пассивность, быстрая истощаемость и негативизм при выполнении заданий.
Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
Работоспособность таких детей снижается к концу занятия. У детей дизартриков активный словарь ограничен, фразы чаще всего короткие, голос – тихий, речь быстрая, неотчетливая, отмечается короткое, поверхностное дыхание, при котором воздушная струя используется неэкономно. Следовательно, коррекцию дизартрии необходимо проводить не только логопеду, но и врачам, психологам, педагогам. Логопед должен планировать коррекционную работу, таким образом, чтоб она подходила не только для исправления дефектных звуков, но и для развития высших психических функций ребенка, для развития его личности в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формойдизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М., 1989. – 152 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова — М. : ACT : Астрель, 2008. — 254, 2 е. : ил. — (Высшая школа).
3. Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи [Текст] / Иванова С. Ф. – М. ,1970. -143с.
4. Калягин, В. А. Логопсихология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
5. Косякова, О. О. Логопсихология [Текст] / О. О. Косякова. - Ростовн/ Д: Феникс, 2007. – 142 с.
6. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя [Текст] / А. И. Максакова, Г. А. Тумакова – М. : Просвещение, 1983 –с. 144