Наталья Муштайкина
Особенности организации и проведения утренников в первой младшей группе
Ранний возраст – особенно ранимый в жизни ребенка. В этот период они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. Но в то же время – это время, когда нужно идти в детский сад.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Вся привычная жизнь ребёнка кардинальным образом меняется, когда в понятную ему, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания, изменение рациона питания.
Публикация «Особенности организации и проведения утренников в первой младшей группе» размещена в разделах
Адаптационный период - серьёзное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей, поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является ведущей. Неспроста пребывание ребенка в ДОУ называется «рабочими буднями». Находиться в коллективе сверстников весь день это совсем не просто! Надо делиться игрушками, уступать, ждать друг друга, слушать воспитателя, выполнять новые правила, кушать, одеваться и раздеваться самостоятельно и главное соблюдать режим детского сада. Поэтому малышам совсем не просто быстро адаптироваться к жизни в коллективе, ведь воспитатель только поможет, но не сделает все, как мама. Конечно, педагоги группы и ОО стремятся поддержать ребенка, но этого порой бывает недостаточно. А в то же время ребенку необходимо обогащать свои знания и навыки во всех образовательных областях. На плечи воспитателя ложиться нелегкая задача поиска способов и методов безболезненного педагогического процесса в группе.
Большая роль в этот период отводится праздникам. Праздник в ОО очень важен, он вносит в «рабочие будни ребенка» радость, веселье, новые впечатления, праздник сближает детей и способствует его положительному отношению к детскому саду. Организация праздников и развлечений в группе раннего возраста имеет свои особенности Используется только хорошо знакомый музыкальный материал, который дети освоили на музыкальных занятиях. Однако музыкальный репертуар, с которым дети познакомились на занятии останется недостаточно неусвоенным, если воспитатели в группе не будут его многократно повторять и закреплять его.
Сейчас хочу поделиться тем, как мы в группе осуществляем повторение и закрепление. С первых дней ребенка в детском саду побуждаем их манипулировать небольшими предметами: кубик, флажок, палочка и т. п. – возьми, положи, помаши и т. п. Во время режимных моментов мы тоже не забываем про подготовку к праздникам. Во время утренней гимнастики выполняем те, упражнения, которые необходимы. Например, готовимся к осеннему утреннику, а это танец с листьями – вот мы и выполняем необходимые движения со всеми предметами и так ко всем утренникам.
В свободной игровой деятельности, также предлагаем выполнять необходимые движения. Подвижные игры нам тоже помогают развивать необходимые движения.
Очень эффективной, по моему мнению, является игра «Собери цепочку» - дети должны взять друг друга за руки. Эта игра, в непроизвольной форме, формирует умение держаться просто за руки и в движении, а это ничто иное, как хоровод. Собравшись в цепочку, мы ходим на физкультурные и музыкальные занятия, к тому же это выход и построение на утреннике.
Сам праздник тоже необходимо держать под контролем, на все обращать внимание – вовремя детям оказать посильную помощь, поправить одежду, достать необходимый атрибут для игры, подсказать слова стиха или движение танца.
В группе раннего возраста особенно активна роль взрослых. Они все время действуют вместе с детьми, поют, танцуют вместе с ними, показывают забавные сценки с игрушками. На утренники обычно приходят хорошо известные детям сказочные персонажи, которые вместе с малышами играют, поют и танцуют. Вместе с героями все выполняют и воспитатели, дети первой младшей группы на будут повторять без воспитателя.
Действия детей в начале учебного года еще очень незначительны. Они больше смотрят и слушают. Здесь важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому утренник проходит в достаточно медленном темпе. Лучше дать немного зрелищных моментов, но обыграть их с участием большинства детей. При систематической и планомерной работе к концу учебного года дети раскрываются, показывают свой потенциал и даже те дети, которые осенью сидели на стульчиках, весной являются активным участником праздничных событий.
Подводя итог моего доклада хочу сказать, если регулярно проходить все три этапа, успех веселого теплого праздника обеспечен.
методика подготовки воспитателя к проведению утренников включает в себя три этапа.
Цель: понять изнутри музыка музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать помощь затрудняющимся на утреннике.
1 этап. «Воспитатель как ребенок»
музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает все тоже, что и дети
(разучивает мелодию и текст песен, движения, правила игры)
2 этап. «Воспитатель как ведущий»
Воспитатель знает весь репертуар, руководит построением и перестроением, готовит себя и детей к проведению утренника.
3 этап. «Воспитатель как актер»
Цель: научиться работать над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем
Воспитатель самостоятельно репетирует без детей методику проведения утренника, распределяет обязанности, взаимодействие с персонажами, продумывание костюмов.