Татьяна Шрамова
Особенности использования интерактивного стола в работе педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ни что не стоит на месте, дети, приходя в детский сад, уже знают, как работает сотовый сенсорный телефон. Как с помощью пальчика можно перелистнуть, сменить или разукрасить картинку на телефоне.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду становится все более актуальными. Они играют особую роль в личностном развитии ребенка, так как позволяются в игровой, доступной и привлекательной для детей форме стимулировать познавательную активность, развивать логическое мышление и творческие способности.
Публикация «Особенности использования интерактивного стола в работе педагога ДОУ» размещена в разделах
В нашем детском саду интерактивный стол появился в 2019 году. Использование интерактивного стола в разновозрастной группе «Божьи коровки» в образовательной работе показало ряд преимуществ этого способа по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения:
• предоставление информации на большом экране стола и возможность детям самостоятельно оперировать с изображенными предметами и объектами, что вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
• появляется возможность демонстрации фрагментов реальной действительности (видеоматериал) и движущихся, изменяющихся объектов за счет увеличения размеров изображения в целях комфортного восприятия детьми;
• можно одновременно воспроизводить объекты различными способами (звук, изображение, движение, проводить с ними разные поисковые действия;
• создание удивительной ситуации взаимодействия и взаимопонимания, когда каждый ребенок становится частью команды.
В нашем в детском саду, на интерактивном столе установлен программно – дидактический комплекс «Умный ребенок». В нем имеется определенный набор программ: пазлы на различные темы (природа, животные, транспорт и т. д., «убери лишнее», «чего не хватает», алфавит, обучение счету, рисование (дети выбирают цвет и выводят рисунок пальчиками, задачи на внимание и развитие памяти, сортировка по группам, а так же используем дополнительные программы по ПДД, можно использовать как фрагмент непосредственно образовательной деятельности. Каждое приложение позволяет организовать работу определенным образом. Кроме графических материалов есть звуковое сопровождение, голосовые инструкции, сигналы правильности выполнения задания. Управлять сенсорным столом легче, чем компьютером, так как нет, не мышки, не клавиатуры - просто нажимай на экран пальчиком. Все задания соответствуют по сложности каждой возрастной подгруппе.
Еще один программно – дидактический комплекс «Логомер 2», который установлен у нас на сенсорном столе. Его содержание полностью отвечает требованиям времери, условиям, в которых работают современные педагоги. Он рассчитан для занятий по развитию речи у дошкольников. Это современный универсальный интерактивный набор дидактических материалов для логопедического кабинета. Этот комплекс работает автономно, не требуя подключения к сети интернет. В нашем детском саду нет логопеда, а этот комплекс очень помогает нам в работе с детьми. В программе выделены следующие направления:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Все 90 игр и упражнений комплекса «Логомер 2» обеспечивает возможность выбора, как педагогу, так и ребенку.
Я приведу несколько примеров из каталога интерактивных игр, которые пользуются большой популярностью у моих девчонок и мальчишек:
«Ветерок и жуки» - вредные жуки облепили дерево и грызут его кору. Задача ребенка – дуть в микрофон и сдувать жучков с деревьев. Моя задача – объяснить ребенку, как правильно дуть.
«Паровозики» с помощью этой игры дети учатся определять ударные гласные в слове. В паровозиках с буквами едут только те слова, в которых эта буква обозначает ударный звук.
«Сказочная ошибка» герои популярных сказок изображены в необычных условиях. У Лисы на носу не Колобок, а Чебурашка. Три поросенка потеряли своего собрата и т. д. Задача ребенка – найти ошибку и исправить ее, а также вспомнить название сказки и назвать ее героев и др. игры. Большинство игр содержит настройки. Они позволяют ребенку менять условия игры и делают ее многофункциональной.
Самое для детей интересное, по моим наблюдениям, это артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата позволяет педагогу провести привычную «зарядку для язычка» под музыку и в сопровождении стишков. Эффективность такой зарядки видна сразу. При этом дети делают ее все, а не только детьми с дефектами речи.
Для детей с 4-х до 5-ти лет отводится до 10 минут на выполнение задания на сенсорном столе, а для детей с 5 до 7 лет до 20 минут.
В течение занятия каждый ребенок получает возможность выполнить задание на интерактивном столе. Для решения поставленной задачи применяем различные формы их организации:
• индивидуальное задание для ребенка под руководством воспитателя или группы детей, которые по очереди руководят его действиями (при необходимости);
• одновременная работа у стола двоих или троих детей (каждый выполняет задание – с возможностью трех касаний одновременно);
• два задания, которые выполняются двумя парами (здесь требуется от детей умение договариваться, прийти к общему мнению и отстоять (доказать) свою точку зрения).
Смена деятельности при выполнении различных заданий, работая парами, группой, способствует развитию общения и взаимодействия со сверстниками, формированию способности к совместной деятельности.
Такой общеразвивающий эффект оказывает сенсорный стол – «умный» стол. Точнее – на умственное развитие ребенка влияет выполнение им специальных заданий, интерактивных игр, транслируемых на поверхности стола. Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольника.
Использование форм организации работы детей за интерактивным столом снимает ряд таких проблем, как утомление, нервно эмоциональное напряжение и отказ от коммуникативных отношений. Время работы за столом проходит быстро, интересно, познавательно.
Проблема, которая может возникнуть при работе с интерактивным столом, связана с профессиональной компетентностью педагога, в целях решения этой задачи в нашем коллективе проводятся мастер – классы, на которых разъясняют и обучают работе на сенсорном столе, педагоги делятся навыками и опытом работы на сенсорном столе. Воспитатель во всех заданиях исполняет роль проводника, наставника, наблюдателя, давая возможность детям самостоятельно решать поставленные задачи.
Воспитатели частично разрабатывают конспекты занятий, подбирают иллюстрированные материалы, которыми, впоследствии, может воспользоваться каждый педагог.
В работе со столом я использую различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические (связь между ощущениями и мышцами). Ни какое другое оборудование не дает таких возможностей, видеть предмет в более ярких красках, увеличивать или уменьшать размер предмета, перемещать или наблюдать, как он двигается.
Таким образом, по моему мнению, сенсорный стол позволяет гармонично сочетать желания современного, живущего в XXI в. дошкольника, его не поддельный интерес к цифровым технологиям и компьютеризированному миру с пользой для умственного и личностного развития.