ромашкина ирина
Особенности формирования познавательных интересов и развития творческого мышления у дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
Публикация «Особенности формирования познавательных интересов и развития творческого мышления у дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательный интерес отличается от любознательности широтой захвата объектов, глубиной, избирательностью.
Известно, что истоки познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Воспитание познавательных интересов в ДОУ осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
С познанием окружающего мира возрастает любознательность, интерес к незнакомому, и от нас, взрослых, зависит, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные навыки, от этого зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Ребенок старается всё увидеть, хочет многое узнать, понять: «Где ночует солнышко?», «О чем думает деревце?». Умение толково ответить на вопрос ребенка — большое искусство.
Взрослый должен быть внимательным к детским вопросам и использовать их для лучшего и правильного понимания ребенком окружающего. Необходимо удовлетворить возникший у ребенка интерес, объяснить всё в доступной форме, чтобы затем ребенок использовал полученные знания в разных видах деятельности.
При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт, помнить слова Антона Семё новича Макаренко: «Для всякого знания приходит свое время». Можно просто сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос». Отвечая на вопрос ребенка, мы побуждаем его к новым размышлениям, наблюдениям.
Не только беседы важны для познавательного развития, но и наблюдения. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к окружающему миру, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности детей. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Дети узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы.
Мир природы является неисчерпаемым источником знаний, благодаря тому, что знания поступают в детскую голову очень сложным путем: через руки, через глаза, через труд, взаимоотношения с другими людьми, через чувства, через переживания.
Знакомя детей с окружающим миром, часто прибегаем к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым (как изменились деревья, листья, какие машины на улицах посёлка и т. д.) Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний, т. е. развиваем познавательные способности и познавательные навыки детей.
Большое значение имеет также экспериментирование детей с разным, в том числе и с природным материалом. Проведение опытов – увлекательное занятие для малыша, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру.
Не стоит забывать о том, что добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников познавательного интереса можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.
Однако ум детей не ограничен традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрастах напрямую зависит от развития творческого мышления в младшем возрасте.
Творческое мышление дошкольников развивается постепенно, с опорой на доминирующие формы протекания мыслительных процессов. Идеи следуют за действием.
Если в младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно действенное мышление, то и творчество рождается на основе действия.
Старшие дошкольники характеризуются довольно высоким уровнем мыслительных операций, умеют анализировать и сравнивать, классифицировать и обобщать. Следовательно, их идеи могут опираться на выявленные признаки и причинно-следственные взаимосвязи.
С развитием творческого мышления у старших дошкольников появляется критичность, основанная на анализе и сравнении. К примеру, в более раннем возрасте на просьбу перечислить, что хотел бы ребенок положить в свой рюкзачок и повезти на выходные к бабушке, он может назвать и велосипед, и любимые качели. Подобный ответ не встречается у 6-7 детей, так как они соотносят размеры предметов и учитывают их как условие решения задачи.
С одной стороны, критичность мышления ограничивает фантазию ребенка и сдерживает его креативность. Но есть и другая особенно ценная сторона данного качества. Талантливые дети не останавливаются на тривиальных решениях и применяют различные способы, чтобы найти новые идеи.
Развитие творческого мышления у малышей дошкольного возраста предполагает формирование таких качеств мышления :
• ассоциативность;
• диалектичность;
• системность.
Ассоциативность – это способность определять связь и похожие черты в объектах и событиях, которые на первый взгляд невозможно сопоставлять.
Сформулировать противоречия и найти способ их разрешения позволяет диалектичность мышления.
Еще одно качество, формирующее творческое мышление, – это системность, т. е. способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Единственным плодотворным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и педагог ДОУ должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для детей, чтобы потенциал не остался не востребованным.