Лучший педагог года

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

лариса итаева
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

«Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 1

В нашей стране учебно-воспитательная работа с детьми,имеющими интеллектуальные нарушения,осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения.

Для того чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений.

Слайд 2

Правильное воспитание и обучение детей с интеллектуальными отклонениями в благоприятных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

Публикация «Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Слайд 3

Дети с интеллектуальными нарушениями - составляют около 2,5% от общей детской популяции.

Слайд 4

Раньше использовалась классификация МКБ-9, и выделялось три степени детей с интеллектуальными нарушениями:

• Дебильность – легкая степень.

• Имбецильность – средняя (умеренная) степень.

• Идиотия – тяжелая (глубокая) степень

Слайд 5

Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой детей с интеллектуальными нарушениями являются дети с легкой степенью умственной отсталости (F 70).

Слайд 6

Для детей с интеллектуальными отклонениями характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений. Причем имеет место не, только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, дети с интеллектуальными нарушениями ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям и детям с ЗПР. (Задержка психического развития представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении).

Рассмотрим сравнительные таблицы отличия психических процессов детей с ЗПР от умственной отсталости.

Слайд 7

Восприятие - это целостное отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Слайд 8

Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Детям с интеллектуальными нарушениями требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Психический

процесс Ребенок с задержкой психического развития Ребенок с интеллектуальными нарушениями

Восприятие

- замедленны процессы переработки информации;

-не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы;

-ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»);

-не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки (процессы цветоразличения у них, по сравнению с нормой, отстают в своем развитии);

- нарушена ориентировка в пространстве;

- общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими).

- восприятие искажено или не сформировано;

- часто путают графически сходные буквы, цифры;

- выхватывают отдельные части

в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал;

-значительно позже начинают различать цвета, испытывают трудности в различении оттенков;

характерны трудности восприятия пространства и времени, не ориентируются в пространстве без контроля взрослого;

-сниженная активность, пассивность восприятия.

Слайд 9, 10, 11

Рассмотрим примерные упражнения на развитие восприятия:

1. Под каждым предметом нарисуй геометрическую фигуру, на которую он похож.

2. Собери картинку, разрезанную на части.

3. Кто спрятался (назови животных).

Слайд 12

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление - высший психический познавательный процесс - обобщенное, опосредованное целенаправленное отражение мира, осуществляемое с помощью речи.

Слайд 13

Наиболее ранняя форма мышления называется наглядно – действенной и способствует формированию других, более сложных форм наглядно – образного и словесно – логического мышления. Если ребенок не прошел стадию наглядно-действенного мышления, то остальные виды мышления ему будут недоступны. Если нет наглядно-образного мышления, то нужно сначала развивать наглядно действенное мышление.

Слайд 14

Все операции мышления (анализ,синтез,сравнение,обобщение) у детей с интеллектуальными отклонениями недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет.

Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех детей с интеллектуальными отклонениями характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Дети с интеллектуальными нарушениями обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного способа действия в новые условия.

Психический процесс Ребенок с задержкой психического развития Ребенок с интеллектуальными нарушениями

Мышление

У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме (Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующее задание);

Наглядно-образное мышление с помощью (большинству требуется многократное повторение задания);

Словесно-логическое мышление у большинства детей не развито;

-характерна некритичность мышления.

1. Наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный (к 6 классу уровень развития сопоставим с уровнем развития ребёнка дошкольного возраста);

Наглядно-образное мышление у большинства детей не развито;

Словесно-логическое мышление у детей не развито;

-характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

Не могут использовать полученные знания в новой ситуации

Слайд 15, 16, 17

Рассмотрим примерные упражнения на развитие мышления:

• Упражнение «Раскрась вторую половинку»

«Нелепицы» (Что напутал художник)

• Дидактическая игра «Четвертый лишний» (на обобщение и исключение лишнего предмета);

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти.

Слайд 18

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Слайд 19

Дети с интеллектуальными нарушениями лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти проявляется не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько в трудностях ее воспроизведения, т. к. воспроизведение — процесс, требующий волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Дети испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала. Слабо развита опосредованная, смысловая память. Особенность памяти детей с интеллектуальными нарушениями— эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости. Представления характеризуются недифференцированностью, фраг-ментарностью.

Психический

процесс Ребенок с задержкой психического развития Ребенок с интеллектуальными нарушениями

Память

По методике «Запоминание 10 слов)

Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения. Уровень сформированности

непроизвольной, а особенно произвольной памяти снижен;

Снижена продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем у сверстников)

- лучшее запоминание чего – то яркого, интересного,

наглядного материала, чем вербального;

-неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (быстрое забывание выученного).

Долговременная и кратковременная память снижена

Динамика запоминания

4,6,5 или 5,7,4 и т. д.

(с каждым воспроизведением количество правильно названных слов уменьшается)

- Позже формируется произвольное запоминание (при помощи коррекционного воздействия);

-лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков;

- свойственна эпизодическая забывчивость.

(Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости)

Кратковременная память преобладает над долговременной

Динамика запоминания

3,5,2; 4,6,3 и т. д.

(с каждым воспроизведением количество правильно названных слов значительно уменьшается)

Слайд 20, 21

Рассмотрим примерные упражнения на развитие памяти:

• Назови предметы, нарисованные на картинке. Закрой ее. Постарайся перечислить все запомнившиеся предметы.

• Запомни, какого цвета каждый предмет. Раскрась все предметы по памяти.

Слайд 22

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности.

Слайд 23

Внимание у детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности. Произвольное внимание не целенаправленно, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью.

Психический

процесс Ребенок с задержкой психического развития Ребенок с интеллектуальными нарушениями

Внимание Неустойчивость, снижен объем, концентрация, распределение внимания

(Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му

классу);

Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. ;

Ребенок продуктивно работает в течение 5-15 минут;

У них наблюдаются частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности (так называемая смена «рабочих» и «нерабочих» настроений);

Наблюдается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители.

Свойственно пассивное

непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью.

Причем у одних детей через 10—15 мин работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность.

Оптимальный период проявления устойчивости внимания – 6-10 минут.

Внимание характеризуется повышенной истощаемостью. Нарушение подвижности внимания, способности переключаться с одного объекта на другой, а также неспособность распределения внимания между различными объектами.

Слайд 24, 25, 26, 27, 28

Рассмотрим примерные упражнения на развитие внимания:

• Задания на развитие концентрации и устойчивости внимания (Корректурные пробы). Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

• Найди отличия между двумя на первый взгляд одинаковыми картинками.

• Поиск одинаковых картинок

• Задания на поиск предмета по его тени.

• Срисовывание по клеточкам

Слайд 29

Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с интеллектуальными отклонениями отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности.

Ребенок с задержкой психического развития Ребенок с интеллектуальными нарушениями

Речевое развитие пассивный словарь преобладает над активным;

- способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение;

-звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме;

- больше времени требуется для понимания инструкции;

- характерны нарушения в письменной речи;

-бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов);

- нет потребности в речевом общении;

- сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный);

- затруднено понимание сложных инструкций;

- грубые нарушения в письменной речи;

Примерные упражнения, используемые для развития связной речи:

1. Расскажи, что ты видишь на картинке.

2. Послушай сказку. А теперь повтори и т. д.

Интеллектуальная недостаточность проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей.

Слайд 30

По эмоционально-волевой сфере можно уже с младенчества диагностировать какие-либо нарушения. «Комплекс оживления» — важный показатель благополучного развития младенца, это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Комплекс оживления включает четыре основных компонента: 1 – замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд на взрослого; 2 – улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка; 3 – двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр. ; 4 – вокализации – вскрики (громкие отрывистые гласные звуки, гуканье, гуление. Комплекс оживления у нормально развивающегося ребенка проявляется около двух с половиной месяцев и постепенно затухает к четырем просто потому, что поведение малыша становится более осознанным и разнообразным, в нем появляются уже оттенки и настроение, эмоции.

Слайд 31

Если у малыша в три месяца отсутствует «комплекс оживления», то есть он не начинает гулить и улыбаться в ответ на голос и улыбку родителей, наблюдается отсутствие интереса к окружающему - это может свидетельствовать о таких тяжелых психических расстройствах, как синдром раннего детского аутизма или задержка умственного и психического развития.

Слайд 32

Эмоции у детей с интеллектуальными нарушениями недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы (состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами). Переживания неглубокие,поверхностные. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (эйфория, дисфория, апатия). Для умственно отсталых детей актуальны лишь непосредственные переживания, они часто не могут оценить возможные последствия тех или иных событий и поступков. Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. В работе умственно отсталые предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Из-за непосильноститребований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Эмоционально-волевая сфера Ребенок с задержкой психического развития Ребенок с интеллектуальными нарушениями

У обеих категорий эмоционально-волевая сфера характеризуется инфантильностью, незрелостью, слабостью воли

- испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения);

- страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность);

Частая смена настроения, пониженный фон настроения,

Эмоциональная неустойчивость

- ведущими являются инстинкты;

- отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость;

- деятельность не целенаправленна;

- характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы).

Чувства умственно отсталых детей незрелы, тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут только испытывать удовольствие и неудовольствие.

Слайд 33, 34, 35

Как средство развития эмоционально-волевой сферы детей может быть использована сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия и т. д.

Сказкотерапия – даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. п., учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства.

Арт– терапия представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам.

Песочная терапия– это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания. Ребенок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.

Все эти особенности психических процессов учащихся с интеллектуальными нарушениями влияют на характер протекания их деятельности.

Слайд 36

У таких детей с не сформированы навыки игровой и учебной деятельности. Маленькие дети с интеллектуальными отклонениями, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой. У значительной части таких детей на ряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребё нок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.

Слайд 37

Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Мотивация характеризуется неустойчивостью, скудостью, ситуативностью. Навыки простого чтения, письма усваиваются очень медленно, и для полного усвоения задание нужно повторять многократно на протяжении 10 — 20 дней, хотя механическая память обычно не страдает.

Слайды 38-42

Педагогическая дифференциация ЗПР от умственной отсталости в условиях общеобразовательного учреждения

ЗПР УО

Поведенческие реакции Поведенческие реакции могут быть неадекватными, но отношение к ситуации более критично и негативное поведение носит защитный, вторичный характер

На бытовом уровне могут быть адекватны (любят дежурить, делать уборку, но к результатам своей деятельности относятся не критично

Познавательный интерес характерна низкая познавательная активность;

- избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий.

- характерно недоразвитие познавательных интересов (меньше испытывают потребности в познании);

- искажены представления об окружающем;

- опыт крайне беден;

Развитие когнитивной сферы При ЗПР– развитие ребёнка соответствует норме ребёнка более младшего возраста. В случае парциального недоразвития картина нарушений мозаична (при которой одни психические функции

остаются сохранными, а другие – существенно отстают по возрастным срокам развития)

Тотальное (общее) недоразвитие высших психических функций: памяти, внимания, конструктивного праксиса (действия)

Обучаемость Уровень обучаемости может быть крайне низок, но более активно используют помощь. Более высокий темп усвоения материала, выражена возможность использования полученных знаний в новой ситуации Низкий уровень обучаемости: с трудом принимают и используют помощь, низкий темп усвоения материала. Не могут использовать полученные знания в новой ситуации

Особенности эмоционально личностного развития Способны к адекватному эмоциональному реагированию, но возможны различные варианты отклоняющегося поведения, которые носят защитный характер Дети часто зависимы, не самостоятельны. Эмоциональные реакции элементарны, не способны понимать и адекватно реагировать на чувства других людей

По рассмотренной дифференциации, мы уже видим, как дети с ЗПР и дети с интеллектуальными нарушениями отличаются друг от друга.

Слайд 43

Так сложилось, что в России много лет работает система специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальные коррекционные школы созданы для помощи, а не для изоляции.

Слайд 44

Ни с одной стороны общество не готово пока принять инклюзию (включение детей с особенностями развития в систему общего образования).Ведь для ребят с особенностями нужны адаптированные программы, индивидуальный подход, техническое оснащение, помощники. Учителям необходимо обладать определенными навыками для работы с такими детьми.

Труднее всего приходится в школе общего назначения детям с интеллектуалами нарушениями. Учебная программа оказывается для них слишком сложной, а темп ее прохождения — чрезмерно быстрым. Чем дальше, тем резче возрастают сложности. Их обучение является формальным. Оно мало способствует продвижению детей в общем развитии и коррекции дефекта.

Предоставленные самим себе эти дети в обычной школе обучаться не могут. Если они по каким-то причинам задерживаются в ней, то пользы получают мало, но приобретают многие отрицательные личностные черты.

Слайд 45

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод: Воспитание и обучение детей с интеллектуальными отклонениями во вспомогательных школах – гуманное, благородное дело. Школа дает детям необходимые знания и умения, которые способствуют преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие.

Слайд 46

Интеллектуальное нарушение рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддаётся коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии детей с интеллектуальными отклонениями при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Слайд 47

Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Слайд 48

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:Чем раньше начать оказывать ребенку помощь в развитии, тем больше у него возможности приобрести новые полезные знания и умения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 18:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем лариса итаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД