альфира афтахова
Основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников
Вопрос о преемственности между дошкольным и начальным образованием возник в конце прошлого столетия. В рамках реформирования современной системы образования, ведется поиск наиболее оптимальных способов объединения дошкольного и начального звена в единую ступень образовательной системы. Задача этой ступени – обеспечение всем детям равных стартовых возможностей и создание условий для их индивидуального развития. Принятие и утверждение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) дало возможность обеспечить преемственность, целостность и непрерывность образовательной среды в российском образовании.
Публикация «Основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников» размещена в разделах
В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит социальный заказ общества – воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. ФГОС в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ориентирует нас на «… развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, готовности к совместной деятельности со сверстником…». Такое взаимодействие может сформироваться в процессе обучения, начиная с самого раннего детства. Особую значимость это взаимодействие приобретает в период подготовки детей к школе в детском саду и во время обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности развиваются навыки сотрудничества.
Вместе с тем, до настоящего времени исследований, посвященных изучению особенностей сотрудничества детей школьного возраста с дошкольниками, недостаточно.
Поэтому, на современном этапе развития образования возникает необходимость исследования развития навыков сотрудничества у дошкольников и школьников начального звена.
Целью исследования стало изучение особенностей сотрудничества детского сада и школы.
Задачи:
- Способствовать активизации работы по решению проблем преемственности детского сада и школы, в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования.
- Выявить эффективные механизмы сотрудничества.
ФГОС ДО ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой - как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать. Нам необходимо понять, какие точки соприкосновения в рамках преемственности должны быть у нас со школой. Есть необходимость на данном переходном этапе: конкретизировать наши действия. Что делать, куда нам двигаться, чтобы вырулить из данной ситуации?
Преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.
В практике сложились продуктивные формы сотрудничества :
– по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;
– посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;
– обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;
– анализу результатов совместной деятельности.
Немаловажными являются ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка, а также связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.
Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приводит их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.
Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.
Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.