татьяна фомина
Основы ранней профилактики социальных рисков развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
▼ Скачать +Заказ
Методы психологической коррекции особенностей воспитания детей с СДВГ.
Введение
Актуальность:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из самых распространенных психоневрологических расстройств. В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате – заниженной самооценки. Наиболее часто СДВГ диагностируется в дошкольном возрасте в связи с признаками моторной недостаточности, нарушениями статики, беспокойством и чрезмерной подвижностью, эмоциональной неуравновешенностью, вспыльчивостью и другими настораживающими родителей и специалистов проявлениями.
Публикация «Основы ранней профилактики социальных рисков развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Цель: коррекция проявлений гиперактивности у старших дошкольников, создание условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи:
-Повышение уровня психологических знаний о СДВГ педагогов и родителей; Обучение детей навыкам саморегуляции; Формирование коммуникативных навыков; Коррекция негативных эмоций; Развитие познавательных процессов.
Для решения задачи коррекции необходимо реализовать единство
семьи и школы в создании положительного эмоционального фона для
ребенка, атмосферу принятия его таким, какой он есть. Проблема воспитания и обучения детей с повышенной двигательной
активностью волнует педагогов, психологов, психиатров, родителей. Если
ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, воспитатели.
Обычно поведение таких детей формируется в силу неправильного
педагогического подхода окружающих взрослых: частые окрики, порицания,
наказания, осмеяния, запреты и т. п.
При неправильном воспитании, отсутствии своевременной
коррекционной помощи специалистов, родителей в подростковом возрасте
у таких детей наблюдается раздражительность, агрессивность,
озлобленность, нарушения коммуникации, сверхвозбудимость, школьная
неуспеваемость, дезадаптация, патологические наклонности
Методы психологической коррекции особенностей воспитания детей с СДВГ.
Появление ребенка в группе детского сада или в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок (или занятие в детском саду, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
ПРИМЕР
Диане М. всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Диана то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни. Появление Дианы в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая детским садом и воспитатели обратились к психологу ДОУ.
Эффективность работы воспитателя будет во многом зависеть от выбранной ими стратегии. Первый шаг в решении проблемы уже сделан: гиперактивные дети выявлены. Более того воспитатели Дианы готовы сесть за стол переговоров с родителями, привлечь к работе других специалистов (педагогов, психологов, медиков). Итогом такой совместной работы может стать выработка единой стратегии воспитания каждого ребенка.
К Диане был найден подход. Оказалось, что дома с поведением девочки проблем не возникало. «Диана послушна и некапризна, — сказала мама, — ведь папа держит ее в "ежовых рукавицах"». Психолог ДОУ провел тренинг для воспитателей на тему «Работа с гиперактивным ребенком», в ходе которого педагогическим коллективом были сформулированы методы индивидуальной работы с Дианой. Раньше воспитатели пытались использовать в общении с Дианой только д е мократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход педагогов был противоположен д о м а ш н е м у воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка. Как показывает практика, в работе с гиперактивными детьми ни тот ни другой способ не является эффективным. Поэтому воспитатели выбрали иной подход к Диане, который оказался приемлемым и для родителей.
Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена
категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребенку предлагалась
альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать
обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист
бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Прежде чем делать такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. И еще: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.
Поведение Дианы, ощутившей единый стиль общения с ней родителей и воспитателей, постепенно начало изменяться. Она стала меньше
манипулировать взрослыми, почувствовав уверенность в их действиях и
одновременно внимание к своим желаниям и стремлениям.
В результате такой целенаправленной работы удалось наладить взаимоотношения с девочкой. Воспитатели в группе поняли, что они нужны
ребенку, и применили несколько новых приемов, одним из которых (он
оказался очень эффективным) стал тактильный контакт. Так, укладывая ребенка спать в тихий час, воспитатель садился рядом с Дианой,
поглаживая ее, произнося тихие и ласковые слова. Мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность Дианы снижались, иногда она даже засыпала, а просыпаясь отдохнувшей, становилась менее импульсивной и непредсказуемой.
Таким образом, работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если мы выберем неверную стратегию, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков. Однако бывает, что, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата. Почему? Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, от ребенка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным.
Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.
В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение,
не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее.
Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми
способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом.
Конечно же, воспитатели детских садов и школьные учителя обязаны
помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем
вечером, а также в начале урока, а не в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дальше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и так далее. А если ребенок в состоянии будет продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему. После выполнения 2—3 заданий можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет. Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Воспитатель за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось 3 минуты». Помимо этого, в группе детского сада или в классе на специальном стенде можно отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные детям.
Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют
взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.
Для этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает
детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как
и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания. Если ребенок уже умеет писать, пусть он напишет правило (инструкцию) на листе бумаги и поместит его на видном месте.
В процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленных им же самим, взрослый может без лишних слов указать ему на список
правил. Свод правил может иметь постоянное название, например, «Советы
самому себе». В тех случаях, когда составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно, педагог может ограничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен четко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения.
Однако следует объяснить ребенку, что, если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится. Вы верите в это. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка : он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15—20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Как же придумать, чем можно наградить ребенка? В детском саду воспитатели могут узнать, что любят дети, во время бесед с ними или, попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен.».
Применение арт-терапии позволяет работать на бессознательном уровне, с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми для личности. Она может использоваться как в групповой работе с детьми, так и индивидуально. Арт-терапия — один из эффективных подходов к осуществлению психологической помощи гиперактивным детям. Выбирая самостоятельно тему рисунка и материал (краски, карандаши, мелки, гиперактивный ребенок учится делать выбор. Педагог должен иметь в виду некоторые особенности этой категории детей и подготовить заранее карандаши (их должно быть много, поскольку от импульсивного нажима они ломаются) и бумагу. Желательно, чтобы листы бумаги были плотные и разного размера, что поможет ребенку научиться размещать свой рисунок и на большом, и на маленьком пространстве листа (обычно это дается ребенку с синдромом гиперактивности с трудом). Сказкотерапия – это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться. С помощью такой сказки решаются следующие задачи:
- эмоционально поддержать малыша, успокоить его;
- помочь ему овладеть способами преодоления текущей проблемной ситуации.
По мнению Разиды Ткач, практикующего психолога-консультанта, доктора философии в области психологии, терапевтическая сказка является наиболее подходящей для коррекции поведения гиперактивных детей. Для того чтобы сказка оказывала воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил ее создания. В чем-то она должна быть идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Сказки можно использовать для диагностики проблемы ребенка, для поиска решения личных затруднений, выхода из тупика, для подсказки определенного решения. При обсуждении сказок важно, чтобы слушатели не осуждали героев сказки, а постарались их понять; для этого желательно, чтобы педагог говорил о чувствах сказочных персонажей в своих репликах, об их трудностях, а не о недостатках.
Специфика этих сказок в том, что они направлены на решение некоторых проблем в поведении – конфликтности, неумения вести себя в обществе и т. д. В них нет прямого морального поучения, но руководство и наставления, облеченные в форму интересно рассказанной, интригующей и приятной истории, легко воспринимаются. Недостатки, отклонения в поведении не названы прямо, а обозначены в этих сказках с помощью метафор. Через эти сказки проходит мысль, что в каждом человеке обязательно есть что-то хорошее, и надо постараться это увидеть, тогда будет меняться и наше отношение к людям, и поступки того, кто имеет какие-то недостатки.
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.
Заключение
К гиперактивным детям необходимо проявлять особое внимание и всегда в корректной форме, объяснять им обычные нормы поведения. Частая ошибка родителей и педагогов, взаимодействующих с гиперактивными детьми, состоит в том, что они требуют от них одновременно сосредоточенности, усидчивости и внимания, т. е. возлагают на ребёнка триединую задачу, с которой не каждый взрослый в состоянии справиться, а ведь именно эти качества у детей с СДВГ выражены в недостаточной степени.
На сегодняшний день является очевидным, что детям с синдромом дефицита внимания нужна помощь. Существует ряд методов для снижения уровня активности таких детей. Среди них арт-терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции гиперактивности, поскольку она повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе, снимает негативные эмоции, снижает утомление, помогает строить хорошие отношения с окружающими. Для гиперактивного ребенка творческая деятельность может стать одним из способов раскрытия его сильных сторон и видов деятельности, в которых он может использовать свои возможности, что в конечном итоге способствует повышению его самооценки и статуса в группе.
Предшкольный возраст – это возраст, когда у ребенка формируются все психические процессы, формируется личность. Главным условием успешности обучения является сформированная эмоционально-познавательная сфера. От того, насколько грамотно педагог выстроит процесс коррекции гиперактивности у детей данной возрастной категории, будет зависеть успешность обучения ребенка в школе.
Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия —нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.
Список литературы
1. Воронова А. А. Арт-терапия для детей и их родителей/А. А. Воронова. – Ростов н/Д. Феникс, 2013.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. —СПб. : Издательство «Речь», 2007. — 136 с: ил.
3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: конспекты занятий. Картотека игр. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
4. Методические рекомендации для педагогов по организации мероприятий с обучающимися с СДВГ разного возраста с использованием техник развития дефицитарных функций. Под научной редакцией кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии образования и педагогики СПГУ Р. В. Демьянчука. Санкт-Петербург, 2020
5. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети : психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб. : Речь, 2007. — 186 с.
6. https://ped-kopilka.ru/blogs/natalija-igorevna-zhuchkova/peskoterapija.html
7. https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/metod_tcvetoterapiya_v_korrektcionnoj_rabote_s_det_090428.html
8. https://www.sfera-podpiska.ru/stativ/muzykalnaya-terapiya-v-emotsionalnom-blagopoluchii-doshkolnika
9. https://347dssam.ru/images/stories/Problema-detskoy-giperaktivnosti.pdf
10. https://www.dissercat.com/content/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoi-i-emotsionalnoi-sfery-detei-s-sindromom-defitsita-vniman
11. https://www.uchmet.ru/library/material/164378/