Светлана Кайдашова
Основные принципы организации центра патриотического воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основные принципы организации центра патриотического воспитания в ДОУ
Тема семинара: Развивающая предметно-пространственная среда как инструмент обеспечения качества дополнительного образования
Вопрос: «Основные принципы организации центра
патриотического воспитания в ДОУ»
квалификационной категории:
Публикация «Основные принципы организации центра патриотического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Темочки
Кайдашова С. М.
с. Волчиха 2021
Основные принципы организации центра патриотического воспитания в ДОУ
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному селу воспитатели вместе с родителями могут оформить патриотические уголки в детском саду своими руками.
При реализации образовательной программы предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- соответствие общеобразовательной программе ДОО;
-соответствие возрастным возможностям детей;
-трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
-возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
- вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
Наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам,пособиям и техническим средствам среды.
-соответствие требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному селу, к родному краю, России.
Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.
Требования к оформлению:
Эстетическая направленность;
Рациональное размещение патриотического уголка;
Учет возрастных особенностей детей;
Воспитательная и развивающая направленность;
целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, научность, достоверность представленного материала;
безопасность
Рекомендации оформления патриотических уголков по группам
У детей младшего возраста воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления о детском садике, о своем городе, знакомят с родным краем, его растениями и животными, знакомят с русской народной игрушкой. Следовательно, в уголке должны быть:
• Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Моё родное село»;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Народные игрушки (свистульки)
• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
Младшая группа.
Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине.
Следовательно, в уголке должны быть:
1. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями села, открытки,альбомы.
2. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.
3. Художественная литература (песенки, потешки, сказки.)
Средняя группа.
Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности» ,«Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию : семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям села и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям
жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения села.
3. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы
старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки).
5. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).
6. Элементы символики края (флаг, герб).
7. Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка).
8. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
Старшая и подготовительная к школе группы.
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями поселка, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими Государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
1. Моя семья—семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему
«Герб моей семьи»,«Генеалогическое дерево».
2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения села»,«Чем славится наше село», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности села», Подборка стихотворений о городе, крае. Карта края, города. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города (села).
3. Родная страна — карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала не обходимый материал о городах России
4. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям первоначальное представление о православии
5. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира, различные национальности. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны.
6. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники -портреты, художественная литература.
Можно организовывать мини-музеи (мини-музей матрешек) или (мини-музей "Золотая хохлома")
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через
содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности