Сукайло Елена
Конспект комплексного занятия «Осень в творчестве родных поэтов» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по одному из направлений развития воспитанников
№16 «Малышок» г. Серпухов
Конспект комплексного занятия по непосредственной
образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста
«Есенинская осень»
Составила музыкальный руководитель
Публикация «Конспект комплексного занятия „Осень в творчестве родных поэтов“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Сукайло Е. В.
г. Серпухов, 2020
Цель: воспитание любви к родному краю и природе на основе поэзии Сергея Есенина. Развивать умение соотносить поэтический образ с музыкальным, художественно-изобразительным.
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к произведениям рязанского поэта.
2. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова.
3. Учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений.
4. Продолжать совершенствовать певческие навыки.
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.
Программное содержание. Познакомить детей с творчеством С. Есенина, с ярким эмоционально-образным языком его стихов; благодаря поэтическим стихам помочь детям лучше познать окружающий мир, определить своё отношение к явлениям природы. Развивать умение соотносить поэтический образ с музыкальным, художественно-изобразительным. Через красоту поэзии, музыки, изобразительного и пластического искусства раскрыть духовные силы каждого ребёнка и его творческий потенциал.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Какое сейчас время года? Давайте поговорим сегодня об осени. Хотите? Посмотрим в окно! Какая погода на улице? (Обсуждение погоды, времени года и типа осени). Да, действительно – осень поздняя. Я предлагаю посмотреть на наш экран и вспомнить, какая осень была ещё совсем недавно.
Просмотр видео.
Музыкальный руководитель: Мы знаем песню про золотую осень и сейчас её исполним.
Дети поют песню «Постучалась осень» (слова и музыка М. Еремеевой).
Музыкальный руководитель: (Показывает портрет.) Лучше узнать осень нам поможет замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин. Кто такой поэт? (Ответы детей.) Осенью, в октябре мы отмечаем его день рождения. Его уже нет с нами, но он продолжает жить, пока мы слушаем и читаем его стихотворения. Одно из таких стихотворений нам прочтёт…
Ребё нок:
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами.
Музыкальный руководитель: Шестнадцатилетним пареньком Сергей Есенин приехал в Москву к своему отцу, и прожил с ним много лет. Дом, в котором жил Есенин, мы сейчас с вами увидим в записи. (Просмотр видео.)
Воспитатель: Мы продолжаем читать стихотворения Сергея Есенина. (Предлагает ребёнку.)
Ребё нок: Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Второй ребё нок: Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…
Воспитатель проводит анализ стихотворений.
Вопросы: Что значит «Рощи голы»? С чем сравнивает поэт солнце? Что говорит поэт о дороге? Почему Есенин называет зиму седой?
Воспитатель: А вот ещё одно стихотворение Сергея Есенина.
Ребё нок: Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Воспитатель: Какая роща в этом стихотворении? (Берёзовая, золотая.)
Почему роща отговорила? (Потому что листья облетели, и роща стоит голая.)
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, какой была берёза ещё недавно. Зелёная, шумливая, Одетая в зелёное платье. А помогут нам музыкальные инструменты.
Дети играют на детских музыкальных инструментах (русская народная мелодия «Ах, ты, берёза!»).
Воспитатель: Нам расскажет стихотворение (называет имя ребёнка).
Ребё нок: Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву…
Воспитатель: Что такое можжевель или можжевельник? (Кустарник)
С кем поэт сравнивает осень? (С рыжей кобылой.)
Почему с рыжей? (Потому что осень. Осень золотая.)
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какие красивые осенние веточки у нас сегодня в зале! Как – будто осень прошла по залу и оставила нам с вами такие яркие краски. Какую вы знаете песню об осени на слова Сергея Есенина? (Ответы детей).
Пожалуйста, возьмите листья.
Дети исполняют песню «Закружилась листва золотая» сл. С. Есенина, музыка Л. Олифировой)
Садятся на стулья.
Воспитатель предлагает детям подойти к стенду, где висят репродукции с картин И. Левитана: «Золотая осень» и «Поздняя осень».
Рассматривание картин.
Музыкальный руководитель: Ребята! Не только поэты и художники, но и композиторы любили осень и передавали её красоту в своих произведениях. Замечательный русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал пьесу про октябрь под названием «Осенняя песня». К этой пьесе он подобрал строчки из стихотворения Алексея Толстого –
«Осень. Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят…»
Послушайте.
Дети слушают фрагмент.
Музыкальный руководитель: Какой характер музыки? (Ответы детей.)
Какая здесь осень, ребята? Ранняя, поздняя или золотая? (Ответы детей)
Предлагаю теперь вам посочинять мелодии на слова Сергея Есенина. Вспомните несколько строчек из его стихотворений. Но песенки должны получиться разного характера. Кому на ладошку упадёт осенний листок, тот и будет композитором.
Песенное творчество детей.
Воспитатель: Как любовно описывает родную природу Сергей Есенин! Какие живописные у него стихи об осени! И о весёлой, и о грустной. Я предлагаю вам нарисовать свою осень, то, что вам больше всего в ней нравится. Подумайте, что вы будете рисовать. Может быть кто-то нарисует, как тихое солнце скатилось за синие горы. А у кого-то будет дремать взрытая дорога. Можно изобразить осень, как рыжую кобылу. Нарисовать голые рощи ил дождливую погоду. Занимайте места, приступайте к работе.
Пока дети рисуют, негромко звучит музыка (П. И. Чайковский «Октябрь»). В процессе рисования, педагог оказывает индивидуальную помощь детям (советует, как удачнее расположить изображение, как правильно держать мел. кисть и т. д.)
Каждый ребёнок по окончании работы выходит из зала. Занятие окончено.
Анализ занятия с гостями проходит в «форме круглого стола».
Список литературы
1. Ветлугина, Н. А. – Теория и методика музыкального воспитания в детском саду[Текст] : учебное пособие для студентовпед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология» / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - М. :Просвещение, 1987. – 250 с.
2. Детство[Текст] : программа развития и воспитания детей в детском саду /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Детство – Пресс, 2000. – 224с.
3. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей старшего возраста - М., Владос, 2000.- 270 с.
4. Куняевы С. Ю. и С. С. Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака.
М. : Центрполиграф, 2001. 608 с.
5. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : пособие для студентов высш и сред. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. А. Палавандишвили; под ред. О. П. Радыновой. – 2-е изд. стер. – М. : Akademia, 1998. – 235 с.
Посещение Московского государственный музейя С. А. Есенина. Большой Строченовский пер., 24, стр. 2, Москва