Валентина Акпашева
«Осень на нашей полянке». Прогулка-поход совместно с родителями в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Цель: Создание условий для передачи практического знания родителям, которые они могут использовать в общении с детьми на природе, семейных походах, в повседневной жизни.
Задачи:
развивать в детях чувственное восприятие мира, чувственный опыт, способность «смотреть и видеть», замечать прекрасное
Наблюдать жизнь растений осенью, заметить изменения происходящее в природе, на нашей полянке.
Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
Упражнять в ходьбе на длительное расстояние.
Место проведения: смешанный лес
Публикация «„Осень на нашей полянке“, Прогулка-поход совместно с родителями в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осенние прогулки. Консультации для родителей
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Прогулки. Консультации
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Время проведения: сентябрь
Длительность: 2 часа с 9.30 до 11.30
Одежда детей: по сезону
Предварительная работа: Закрепить названия деревьев. Слушание
«осенних пьес из альбома П. Чайковского «Времена года». Наблюдения, разгадывание загадок об осени. Пригласительные открытки.
Развивающая среда: костюмы зайца, ежа, старичок-лесовичок; шапочки воробья, червяка. Лупа по количеству детей. Фотоаппарат. Рюкзаки с сухим пайком, сок. Красные косынки, черный мягкий карандаш по количеству детей.
Методические приемы: рассказ-беседа, постановка проблемной ситуации; наблюдение, исследование, выводы; имитационные игры «Семена»; аналитические игры; художественное слово. Сочинение сказки, загадок; вхождение в образ природных объектов, релаксация «Моя мечта» : рисование.
Интеграция образовательных областей:
Ход прогулки-похода
Накануне прогулки-похода обращаюсь к детям
Интересно какие изменения произошли осенью на нашем любимом местечке в лесу, как вы думаете? Предположения детей. Давайте каждый из вас сделает пригласительную открытку для мамы и папы, и мы все вместе навестим наше местечко. А раз мы отправимся в гости к осени, значит мы должны прийти с радостью к ней. Чем мы порадуем ОСЕНЬ? Программа детей (не будем ломать веточки деревьев, расскажем, выучим стихотворения о осени, споем песню, загадаем загадки, расскажем, что мы знаем о осени, о животных, поиграем, сфотографируем удивительное.) Тогда за дело.
Наступил долгожданный день.
Вводно-организационный момент:
Дорогие ребята, мамы и папы! Сегодня мы отправляемся в поход в осенний лес. Будьте внимательны! Старайтесь замечать все изменения в природе. Мы увидим как изменилось наше местечко. Будем наблюдать, играть и, конечно, запоминать. Фотоаппарат поможет вам запечатлеть удивительное и красивое и пополнит наш альбом прелестинок (альбом где помещаются фотографии красивых объектов, то что впечатлило ребёнка).
Будьте внимательны, потом расскажете, что интересного видели по дороге и в лесу. Посчитайте сколько раз за время нашего пути вы увидите воробья, галку, ворону, грача.
Скажем друг другу.
Все: В добрый путь! Перед тем как зайти в лес, привал.
Хорошо сидим. А теперь поделимся друг с другом. Кто сколько птиц,
заметил идя по пути нашего следования? Ответы детей.
Появляется старичок-лесовичок. (Все) Здравствуй старичок - лесовичок.
Старичок – лесовичок : Здравствуйте. Куда путь держите?
Дети: Идем в лес, навестить наше местечко, в гости к осени.
Старичок-лесовичок: Я пропускаю в лес только тех ребят и взрослых,
которые умеют и знают как защищать лес. Что значит защищать лес?
Дети: Не шуметь громко, не ломать ветки деревьев, не разорять
муравейники, гнезда, не жечь костры и т. д.
Старичок-лесовичок: Вижу настоящие друзья леса. Пропущу вас через
ворота осени. (Двое взрослых образуют ворота соединив руки поднятые
вверх).
Дети, взрослые проходят через ворота осени, благодарят лесовичка.
Старичок-лесовичок: до встречи на обратном пути! Идем через густой
лесок, наклоняясь, придерживая густые ветки елок. В это время между
деревьев пробегает зайчишка (взрослый).
Воспитатель: ребята, посмотрите, заяц прячется за кустом.
Заяц: Подходит к ребятам. Я не прячусь. Если вас пропустил Старичок-лесовичок, значит вы наши друзья.
Воспитатель: мы настоящие друзья, знаем о тебе много.
Заяц. Как устроены мои глаза зрение? Ответы детей. Они большие, выпуклые и расставлены так широко, что смотрят не только в бок, но и назад.
Заяц. Очень хочется услышать! Чем я питаюсь? Дети: Мышами, корой деревьев.
Заяц: «А вы знаете как устроены мои уши?Мои уши выполняют роль холо дильника. Когда зайцу жарко, уши забирают жар, охлаждают организм. И не надо вынимать язык как собаке.
А ещё, когда я прячусь от волка,я прячу голову к земле, а уши длинные помогают мне слышать, что происходит.
Воспитатель: Давайте сочиним загадки о зайчике отвечая на вопросы. Какой? На что и кого похож? Чем отличается?
Дети и взрослые сочиняют загадки, соблюдая последовательность ответа на вопросы.
Пример: белый (зимой) как комок снега, но не тает;серый (летом, как маленькое серенькое облачко, но не дождик; короткохвостый, как бульдог, но не рычит; длинноухий, как ослик, но не кричит и-а; пугливый, как мышь, но не большой.
Воспитатель: Нам пора продолжить путь. Дети прощаются с зайцем. Заяц благодарит ребят за то, что они настоящие друзья природы.
(продолжаем путь по узкой тропинке. Слышен звон колокольчика. Появляется ёжик. Все обмениваются приветствиями)
Воспитатель: Ёжик, а разве не пора тебе ложиться спать, ведь осень на дворе?
Ё ж: Ещё рано мне ложиться спать на зиму. Ведь сейчас только начало осени,ранняя осень. Придёте в середине осени, меня не встретите, я буду спать. А сейчас я делаю запас на зиму,накапливаю под кожей жир и ищу глубокую нору,чтобы зимой в морозы она не промёрзла. Я хочу знать внимательные, наблюдательные вы или нет. Для этого надо выполнить то, о чём я вас попрошу. Я предлагаю. вам поохотиться, но не с помощью ружья, а с помощью лупы. (лупа у каждого в рюкзаке) Подойдите ко мне те, у кого на эмблеме нарисована ель. Вот вам задание. (Таким образом получают задание дети и их родители на эмблеме которых нарисованы грибы,берёза, рябина, облака).
Задания:
• Посмотрите, какие насекомые ещё не спрятались.
• Посмотрите, что найдёшь на коре дерева. (мхи,лишайники, трещины, насекомых)
• Приглядись к большому пню, кому он даёт приют.
• Найди дерево, семенами которого кормятся птицы.
• Найди гриб, шишку, прогрызенную зверем.
• Переверни большую трухлявую деревушку, много ли животных нашли приют под ней.
• Найди семена растений, рассмотри. На что они похожи.
Звон колокольчика позовёт вас ко мне. Дети вместе с родителями вооруженные лупой идут выполнять задания. Собираются на звон колокольчика, делятся своими находками, открытиями, результатами охоты.
Ё ж: Молодцы ребята, вы очень внимательные, любите наблюдать. Буду рад встрече с вами, но уже весной. До свидания! Возьмите свой колокольчик,он вам пригодиться.
Дети: До свидания, мы будем рады встретиться с вами! Спасибо за колокольчик, интересные находки.
И вот она долгожданная поляна. Все снимают рюкзаки, складывают их в одно место. У каждого из вас есть любимое дерево, покажите его мамам, обнимите его вместе. Может оно вам о чём-нибудь поведает. Обратите внимание, какого цвета листья у вашего дерева, чем пахнет ваше дерево, кора, кто ещё облюбовал ваше дерево, кто на нём питается. Посмотрите на соседей вашего дерева, какие изменения произошли? А потом зарисуйте кору своего дерева. (Взять лист белой бумаги, мягкий чёрный карандаш. Придерживая лист бумаги вертикально к коре дерева осторожно закрасить Проступят все выпуклости, трещины). И вы удивитесь. Это поможет вам при рисовании деревьев. (все получают карандаш, альбомные листы бумаги). Дети и родители общаются с деревьями, зарисовывают кору дерева.
Воспитатель: Звонит колокольчик, все собираются вместе, обмениваются впечатлениями, какие изменения они заметили. Какие получились стволы деревьев на листе бумаги.
Предполагаемые ответы детей (сказала, что она меня ждала, обрадовалось, потому что я её обняла, пахнет лесом, духами).
Когда мы гуляем по лесу, дышим осенним воздухом. Воздух осени особенно пахнет. Вы правильно почувствовали, что осень,скорее всего, пахнет сырой землёй, вялой листвой, грибами…
Какое настроение дарит нам осень? (радость, печаль, удивление, вдохновение). Игра «Настроение осени» (поймавший мяч отвечает на вопрос «Почему радостная осень?», «Почему осень удивительная», «Почему осень печальная?» Предполагаемые ответы детей (осень радостная, потому что она разноцветная, у неё красивый наряд, много осенью грибов; осень печальная, потому что идут дожди, птицы улетают, листочки опадают; удивительная осень, потому что она разноцветная, очень быстро меняет свой наряд)
Созерцая красоту осени хочется прочесть стихотворение. Дети и родители читают стихотворения
Природа располагает к мечтам. Желаете помечтать лёжа на разноцветном шелестящем осеннем ковре? Тогда располагайтесь, попробуем помечтать в тишине глядя сквозь кроны деревьев в высокое небо каждый о своём, о сокровенном. Я мечтала вместе с вами, мне хочется поделиться с вами своей мечтой. Желающие делятся своей мечтой. (Если земля сырая, то подойти к камню мечтаний. Встав на него, помечтать. Поделиться со всеми своей мечтой).
Ребята, кто из вас заметил птиц? Давайте затаим дыхание, вслушаемся, сколько птичьих голосов мы услышим. Слушаем, выясняем: какие птицы остаются с нами, какие улетают на юг, какая птица самая первая улетает на юг. Что будет в этом лесу, если исчезнут птицы (лес погибнет т. к. некому будет его лечить от вредителей, животные могут погибнуть от болезней т. к. некому будет его лечить от вредителей, животные могут погибнуть от болезней т. к. птицы-падальщики, мусорщики не будут заниматься своим делом и т. д.) Всё в природе взаимосвязано.
Игра «Семена». Выбирается водящий Воробей и Червячок, остальные семена. Водящие встают посередине игрового поля. Остальные дети в роли созревших семян, становятся у противоположной стороны игрового поля. Воспитатель: Ветер подул в нашем лесу через поле, через сад, семена летят, летят. Дети перебегают к противоположной стороне, кого водящие коснулись считаются «съедены». Игра Раз, два, три к названному дереву беги». После чего предлагаю всем отдохнуть. Хотите послушать сказку о берёзовом листочке? А сочиним её мы с вами вместе сидя в кругу перелавая из рук в руки берёзовый листочек. Начинаю сказку. Жил был берёзовый листочек. Он был совсем маленький, радовался солнышку… следующие продолжают. Вот и сказочке конец. Что сказал бы вам берёзовый листочек, если бы умел говорить? Предположения детей (говорит спасибо за сказку; ему понравилась сказка)
Как мы можем продолжить жизнь листьям?. Ответы участников похода. Давайте соберём осенний букет из листьев. Продолжим жизнь листьев полную приключений в альбомах или на листах бумаги. Букеты собраны. Дайте названия своим букетам. Пора возвращаться. Не забудьте о правиле друзей не оставлять того, что не принадлежит природе.
Выходим из леса на просёлочную дорогу,где нас встречает старичок- лесовичок
Лесовичок: «Что вы скажете осени, природе на прощанье? Все участники прогулки-похода (гости осени) проходят через ворота осени отвечая на вопрос Лесовичка. (осень, ты мне очень понравилась; я к тебе ещё приду, осень; я очень рада, что побывала у тебя в гостях; осень, я нарисую тебя красками; я сфотографировала очень много прелестинок и помещю их в альбом; спасибо, осень, я многому научилась у тебя). Прощаются с лесовичком.
Воспитатель: Каждое время года дарит нам много красоты, радости, удивительного. Осенью каждый день можно увидеть изменения, превращения, новую красоту. Постараемся их не пропустить, не пропустить не только мимо глаз, но и мимо нашей души. Возвращаемся в детский сад. В свободное время дети рисуют то, что им понравилось во время прогулки, зарисовывают то, что их огорчило, удивило в индивидуальных альбомах «Прелестинки» Фотографии пополняют альбом «Красота рядом».
Список использованной литературы:
1. М. В. Ильина «Чувствуем-познаём-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. —М. :АРКТИ, 2004.
2. М. Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья»--М., 2009
3. Журнал Обруч, 4/2009 г.