Ирина Баркова
«Осень музыкальная». Музыкальное занятие-экскурсия для детей подготовительной к школе группы
Программное содержание: Учить детей слышать звуки природы, сравнивать природные явления, звуки живой и неживой природы с музыкальными произведениями, художественным словом; способствовать развитию эстетических чувств; развивать музыкальные способности детей; формировать любовь к родной природе, бережному отношению к ней, любовь к Родине.
Публикация «„Осень музыкальная“, Музыкальное занятие-экскурсия для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Предварительная работа: Слушание музыки, разучивание песен об осени, разучивание музыкально-ритмических игр, рассматривание картин, разучивание стихов, проведение бесед.
Форма занятия : экскурсия.
Методы и приё мы: Применялись методы: наглядный, наглядно-слуховой, словесный, практический, метод сравнения. Применялись приё мы: игровые, вопросы, пояснения, загадки и т. д.
Оборудование и материалы: Свистульки на каждого ребёнка и муз. руководителя, колокольчик, ксилофон, дудочка, бубен.
Ход ЗАНЯТИЯ:
В группе :
Муз. рук. : Ребята, сегодня мы с вами пойдём на экскурсию на наш участок, чтобы послушать музыку осени, полюбуемся осенней природой и соберём красивый букет из листьев.
Поактивней собирайтесь – время идёт,
Дружнее выходите – осень в гости ждёт!
По дороге к первому объекту (берёза) :
Муз. рук. : У каждого времени года свои звуки. Как вы думаете, можно по звукам определить время года? Ответы детей. Посмотрите вокруг, прислушайтесь и скажите, какой звук можно услышать только осенью? Ответы детей. Правильно, шуршание листвы под ногами. Ребята, с чем поэты сравнивают листья, которые устилают осенью землю? Верно, с ковром. Давайте походим по этому ковру, пошуршим листьями и запомним необыкновенную музыку осенней природы. Дети идут по листве, прислушиваясь к звукам.
У берё зы:
Муз. рук. : Ребята, давайте поздороваемся с этим деревом, я буду петь, а вы эхом повторяйте за мной: «Здравствуй милый, добрый друг,
Протяни нам сотни рук.
Все открой, не утаи,
Ты же видишь – мы свои!»
Посмотрите, дерево нам отвечает! Кто видит, как оно это делает? (Качает веточками, кивает верхушкой, шелестит листьями и тд.) Кто узнал это дерево? Ответы детей. Правильно, берёза. Как вы её узнали? (У берёзы белый ствол, тонкие ветви.) Внимательно посмотрите на дерево и скажите,чем осенняя берёза отличается от летней? Ответы детей. Может кто-нибудь расскажет стихотворение о берёзе?
Ребё нок: Осенний день. Свежо и ясно.
Берёзка в золоте стоит.
И на траве, и на листочках
Роса прозрачная блестит. (авторск.)
Муз. рук. : Ребята, скажите, если бы прозрачная роса вдруг зазвучала, то какой музыкальный инструмент мог бы её озвучить? Ответы детей. Я тоже думаю, что колокольчик, ведь звук у него тоже можно назвать прозрачным. Давайте поиграем в очень интересную игру «Роса на листьях» : вы все будете осенними листочками, которые медленно кружатся, плавно качаются. А я – роса, подхожу к любому листочку, и, как только листочек услышит прозрачный звон росы, тут же придумывает любое движение, остальные листочки за ним повторяют. Игра повторяется 3-4 раза.
Муз. рук. : Листики качаются, в дорогу отправляются.
И летят в осенней дымке к тоненькой рябинке. Дети легко на носочках бегут к рябине.
У рябины:
Муз. рук. : Ребята, кто знает стихотоворение о рябине?
Ребё нок: Кудрявая красавица весною расцветала,
Белыми цветочками сад мой украшала.
А грустной, поздней осенью листочки облетели,
Лишь гроздья красной ягоды остались до метели. (авторск.)
Муз. рук. : Как вы думаете, почему рябину называют кудрявой? Ответы детей. Давайте найдём листья рябины на земле. Дети находят каждый по листочку. Рассмотрите их: один листочек состоит из нескольких маленьких листиков, настоящая кудряшка, правда? А сейчас можно рябину назвать кудрявой? Ответы детей. Скажите пожалуйста, для кого приготовила рябина свои ягодки? Ответы детей. А вы знаете птиц, которые останутся с нами на всю зиму? Кто правильно птичку называет,
Тот другую птичку получает. Дети называют
северных птиц, муз. руководитель даёт каждому свистульку-птичку.
Муз. рук. : Ребята, а можно в голосах птиц услышать музыку? Ответы детей. Давайте послушаем. Дети слушают пение птиц. Такую великолепную музыку даже композитор не придумает. Вот и мы с вами сейчас превратимся в птичек. Я буду птичкой-мамой, а вы моими птенчиками, сейчас я буду разговаривать отдельно с каждым птенчиком, а потом все вместе поговорим. Проводится музыкальная игра «Повтори за мной», где дети повторяют на игрушке-свистульке заданный ритмический рисунок, затем все дети импровизируют.
Муз. рук. : Как вы думаете, о чём птички поют, о чём хотят напомнить людям перед холодной зимой? Ответы детей. Правильно, и птички очень благодарны тем, кто о них заботится.
Ребё нок: Крохотный, крохотный мальчик
Для крохотной, крохотной птички
На крохотном, крохотном блюдце
Вкусную крошку принёс.
Птичка сказала «Спасибо,
Большое, большое спасибо!»
Такое большое спасибо,
Что мальчик немного подрос. (Римма Алдонина)
Муз. рук. : А сейчас, как птички, к осинке полетим,
Ствол её обнимем, с ней поговорим. Дети отправляются к осине.
У осины:
Муз. рук. : Ребята, посмотрите на осинку и скажите, что с ней произошло? Ответы детей. Верно, во время листопада, все листочки улетели и ей, наверно, сейчас холодно. Давайте обнимем осинку, пожалеем её. В народе говорят, что осина дарит людям здоровье. Кто осинку обнимает, о болезнях забывает. Дети по одному подходят к осинке, обнимают её.
Ребё нок: Закружила осень рыжие метели,
Яркие листочки с осинок полетели.
Пауки на ветках не вяжут паутинки,
Нет уже листочков на родной осинке…
Муз. рук. : Ребята, вспомните, о чё м напоминают вам эти слова:
Листики берёзки, листики осинки,
Золотого клёна и тоненькой рябинки. Ответы детей.
Муз. рук. : Правильно, много об осени сложено песен, а мы сейчас споём о листопаде. Дети исполняют песню «Осенний листопад», муз. и сл. М. Дорофеевой. Музыкальный руководитель замечает под деревом большой лист.
Муз. рук. : Посмотрите, какой большой листик, не простой листик, а с загадками. Будем отгадывать? Дети отгадывают осенние загадки, имитируют звуки осенней природы.
Я берёзку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу!
А меня не видать, кто я, можешь отгадать? (ветер)
Правильно, ветер. Давайте покажем, как ветер шелестит листвою:
Шу-шу, шу-шу-шу! Шу-шу, шу-шу-шу! Одновременно трут ладошки.
Кто присел на толстый сук,
И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел)
Верно, давайте покажем, как дятел стучит: Тук-тук, тук-тук-тук! Тук-тук, тук-тук-тук! Одновременно выполняют шлепки по бёдрам.
Скачет, скачет по дорожке,
Собирает хлеба крошки,
Не боится он людей,
Это птичка -? (воробей)
Молодцы, давайте покажем, как воробьи скачут: Чик-чик, чик-чи-рик! Чик-чик, чик-чи-рик! Одновременно выполняют прыжки на двух ногах.
И даже по железной лейке.
Я раскрою зонтик –
Это значит? (дождик)
Правильно, покажем, как он капает: Кап-кап, кап-кап-кап! Кап-кап, кап-кап-кап! Одновременно выполняют хлопки.
Муз. рук. : А сейчас я вам буду петь песенку, а вы мне помогайте, движения вспоминайте, и в конце каждого куплета озвучивайте. Песня-игра «Осенью в садочке».
Поё т: Рано утром осенью в садочке
Шелестит листвою ветерочек. } 2 раза («шу», трут ладошки)
Пёстрый дятел из куста выходит,
Очень громко песенку заводит. } 2 раза («тук», шлепки по бёдрам)
Воробьишки делают зарядку,
Скачут, скачут дружно по порядку. } 2 раза («чик»,прыжки на 2 ногах)
Вдруг дождинки застучали грустно,
И в садочке сразу стало пусто. } 2 раза («кап»,хлопки)
Муз. рук. : Миновало лето, осень наступила,
На полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче,
Солнышка не видно, тёмны-тёмны ночи…
Это стихотворение поэта Плещеева навевает грусть, задумчивость. А с какой музыкой могли бы вы сравнить увядающую осеннюю природу? Ответы детей. Правильно, с пьесой «Октябрь», кто её написал? Ответы детей. Верно, П. И. Чайковский.
Муз. рук. : Ну что ж, ребята, это всё, что я хотела сегодня вам показать и рассказать. А теперь я хочу, чтобы вы мне кое-что показали. Я слышала, что этой осенью вы сделали доброе дело – посадили саженцы. Вы мне их покажете? Дети идут к саженцам.
У саженцев:
Муз. рук. : Как же называются ваши саженцы? Ответы детей. А для чего нужно садить деревья? Ответы детей. Молодцы, теперь давайте поиграем в игру «Садовник». Проводится музыкально-ритмическая игра «Садовник».
Муз. рук: Наша экскурсия подошла к концу, надеюсь, вы теперь чаще будете прислушиваться к звукам родной природы, сравнивать их с музыкой, песнями. Ведь осень – это звуки, а звуки - это музыка. Кому понравилась экскурсия, тот листик найдёт и на память возьмёт.