Раиса Водопьянова
Организация взаимодействия с родителями в период дистанционного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация взаимодействия с родителями
в период дистанционного обучения»
Я хочу поделиться с Вами своим практическим опытом работы во время дистанционного обучения.
В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
Темочки:
Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.
В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны – больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагога.
Хочу напомнить Вам, что главная цель дистанционного обучения детей - обеспечить предоставление родителям необходимой информации, а детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции на дому, т. е. качественного усвоения образовательной программы.
Значение дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания.
Преимущества дистанционной работы с детьми дошкольного возраста:
- выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
- индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;
- ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету.
В дистанционном обучении детей дошкольного возраста есть и минусы:
- в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует самоорганизация и нет усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т. е. отсутствует элемент самоконтроля.
- отсутствие авторитета родителя, т. к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.
- не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет, а в телефоне нет полного набора функций.
- отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.
- во время дистанционного образования приходится много времени проводить за компьютером, телефоном.
Безусловно, я столкнулась и с определенными трудностями при дистанционном обучении. Переда мной стояла непростая задача - непрерывно продолжать развитие воспитанников в дистанционном режиме. Конечно, так как это впервые и мы не знали, как это будет всё проходить. Очень много родителям было предложено вариантов и мы поняли, что современные родители чаще заходят в социальные сети, чем на официальный сайт дошкольного учреждения. Для родителей социальные сети становятся главным способом общения. И мы пришли к общему мнению, что всю информацию мы будем давать через сеть WhatsApp. При помощи WhatsApp я отправляла родителям воспитанников различные рекомендации; обучающие мультфильмы и видео; голосовые сообщения, для активизации образовательной деятельности детей. Это наиболее удобный способ взаимодействия с родителями. Я в своих публикациях рассказывала о том, как интересно организовать время ребенка, делилась секретами педагогического мастерства, и все это подкреплялось видео и фотоматериалами. Темы совместных мероприятий выбирали, ориентируясь на предстоящие праздники. Чтобы заинтересовать родительскую аудиторию предстоящей темой совместного мероприятия, проводились опросы родителей. Результат был просто поразительным, столько заинтересованных родителей откликнулось на дистанционные занятия!
Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания. Также дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка-дошкольника очень сложно). Поэтому не все дети могут принять участие в выполнении задания того или иного занятия.
В дистанционном режиме родителям предоставлялся методический и дидактический материал в соответствии с перспективным и тематическим планами: давали ссылки на обучающие видео и развивающие мультфильмы, прослушивание музыки; презентации; наглядный материал по разным образовательным областям; рекомендации по чтению литературных произведений, заучиванию наизусть стихотворений; предлагались разнообразные игры с подробным описанием, в том числе дидактические, а также на творческие мастер- классы, которые ребёнок может выполнить самостоятельно или при помощи взрослого. Все материалы подбирались в соответствии с возрастом воспитанников, с целью достижения поставленных задач обучающей деятельности в соответствии с программой и календарно - тематическим планом работы.
Надо отметить, что не все родители были расположены к сотрудничеству, некоторые ссылались на занятость на работе, на нехватку времени для работы со своим ребенком.
Но основная масса родителей и детей очень активно выполняли задания, выставляли рисунки, поделки, выполненные задания.
Но сейчас я хочу отдельно рассказать о большой, разнообразной работе к 75-летию Великой Победы. 9 мая - праздник, который не может оставить никого равнодушным. В год празднования 75-летия Победы очень важно рассказать детям об этом событии.
Нам была предложена патриотическая игра «75 звёзд – это наша Победа», которая помогла сформировать у дошкольников представления об истории Великой Отечественной войны и рассказать о городах-героях.
Чтобы подготовить детей к итоговому мероприятию в честь 75-летия Победы, воспитанникам групп 5–6 и 6–7 лет было предложено провести патриотическую игру «75 звезд – это наша Победа!». Педагоги и родители им помогают. Продолжительность игры – месяц. План, как организовать работу с детьми в форме патриотической игры нам предоставили.
В течение месяца родители и педагоги знакомят детей с героическими достижениями городов-героев, проводили патриотические игры и раздавали воспитанникам задания. Задания для команд мы размещали через социальные сети. Например, изготовить лэпбук «Москва – город-герой!», оформить плакаты «Пусть не будет войны никогда!», выучить стихотворения по теме, записать видеорепортаж для детей других групп «Поздравления с Днем Победы!» и многое другое.
За каждое задание команды получают звезды. Побеждает команда, которая соберет 75 звезд.
Родители были очень заинтересованы этой игрой.
Все, кто участвовал, проявили все лучшие свои качества: фантазию, творчество, мастерство, умение и желание создать своими руками уникальный шедевр, используя различные техники и материалы.
Рекомендую в следующем году провести эту патриотическую игру.
Конечно, самые активные участники дистанционного взаимодействия были отмечены дипломами и грамотами. И мы очень благодарны, что наша работа взаимна!
За период дистанционного обучения, я пришла к выводу, что данная система не может полностью заменить традиционное обучение, прямое общение педагога с детьми и их родителями. Преданный своему делу педагог всегда будет скучать по ежедневной суете, детскому окружению, вечным вопросам «почему это, а зачем то и т. д.» и дети скучают по своим любимым воспитателям, об этом практически ежедневно писали родители воспитанников. Все без исключения хотели выйти из режима самоизоляции и вернуться к нормальной жизни.
Спасибо за внимание! Желаю успехов!