Любовь Блинова
Организация уголка ряженья для младших групп и театрализованная деятельность в старших группах
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду для самостоятельной театрализованной деятельности детей созданы благоприятные условия.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или театрализацию любимого произведения. Поэтому в уголках театрализованной деятельности широко представлены все виды театра. (слайд2)
Все зоны развивающей среды в моей группе взаимосвязаны и объединены задачами:
- Удовлетворять потребность малыша в движении;
Публикация «Организация уголка ряженья для младших групп и театрализованная деятельность в старших группах» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Оформление детских садов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные уголки и центры в группе
- Уголки и центры в группах
- Уголки ряженья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
- Формировать положительный эмоциональный настрой;
- Побуждать детей к активной речи.
В период раннего детства маленький ребенок активно познает окружающий мир. И я постаралась сделать окружение для детей ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда помогает мне обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
В игровой зоне располагается уголок ряженья, (слайд 3) целью которого является стимулирование творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений детей. В уголке ряженья младшей группы есть сарафаны, юбки, кокошники, бусы, шляпы, косынки, фуражки, рубахи, фартуки. (слайд 4) Ряженье вносит много радости. Дети с удовольствием наряжаются, рассматривают себя, сравнивают с другими детьми, одновременно с этим учатся навыкам самообслуживания: самостоятельно раздеваются и одеваются, застегивают и расстегивают, учатся аккуратно правильно вешать и складывать. Также он поможет приучить малышей к аккуратности, стимуляции сюжетно - ролевой игры, формирования коммуникативных навыков в игре, развития подражательности и творческих способностей. Уголок ряженья - один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого. Воспитатели побуждают детей к воспроизведению элементов бытовой деятельности, обогащают игровой опыт, стимулируют речевое общение. Мы вместе родителями своими руками изготовили атрибуты из различного материала (киндер-сюрприз, цветные шарики, палочки из фломастеров и т. д.). Уголок ряженья пополняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты, которые обыгрываются в различных вариантах и ситуациях. Уголок ряженья, без которого детская театрализованная деятельность невозможна, позволяет ребенку изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Наблюдение и участие в детской игре позволяет мне развивать творческий стиль деятельности, внутреннюю мотивацию, эффективность в общении с детьми. С появлением сюжетно-ролевой игры в уголок вносятся костюмы и атрибуты, отражающие профессии врача, повара, водителя, парикмахера, продавца. (слайд 5) По мере участия детей в играх-драматизациях уголок ряженья пополняется костюмами и масками животных деталями костюмов сказочных персонажей. (слайд 6)
Я показываю детям младшего дошкольного возраста короткие инсценировки с куклами, пальчиковыми игрушками. Также начинаю знакомить детей с театрализованными действиями, инсценирую знакомые им сказки, стихи, организую просмотр театрализованных представлений. Побуждаю детей принимать посильное участие в инсценировках, помогаю перевоплощаться в сказочного героя, беседую с ними по поводу увиденного. (слайд 7)
Организация театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Средства по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста разнообразны по своему содержанию. Способствуют постепенному переходу ребёнка от наблюдения театрализованной постановки - к самостоятельной театрализованной деятельности, от имитаций действий литературных персонажей - к освоению роли и образа в театрализованной игре.
Каждый возрастной этап требует своего подхода к методике работы с детьми. Разница подхода связана с пониманием возможностей детей в каждом возрасте, с предъявлением требований к ребенку и ожиданием определенных результатов.
Дети самостоятельно выбирают средства для передачи образов, передачи диалогов, действия героев, вводят свои реплики, появляется желание попробовать себя в разных ролях. Дети 57 лет вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности с ними педагоги строят в два этапа.
Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения воспитателем (чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом драматизировать прочитанное); грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). Далее, нужно поинтересоваться, понравилось ли детям произведение и, получив положительную оценку, предлагают разыграть его в театрализованной деятельности. (слайд 8)
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
кратко, но достаточно убедительно дать художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т. п., и вновь выразительно читать литературное произведение.
1. Проанализировать события, которые описаны в произведении. Формировать у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль;
2. После распределения и принятия ролей побуждать детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивать выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
3. Подвести детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым. («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т. п.).
У детей пользуются популярностью игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. (слайд 9) Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.
Игры - спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.
Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии речи ребенка, а особенно у детей с нарушением звукопроизношения. Они в полном объёме развивают все стороны речи ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе, лучше и быстрее адаптируются в детском саду, становятся более раскрепощенными, происходит неавторитарное общение взрослого и ребенка.
Все проведенные выше мероприятия способствуют формированию социально-необходимых навыков и знаний, повышению общей культуры дошкольника.
Театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности. (слайд 10)
виды театральной деятельности, применяемые педагогами:
музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности :
4. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
5. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
6. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Для этого в детском саду воспитатели, учителя – логопеды изготовили дидактические игры, оформили подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», сделали картотеку игр - драматизаций, народных игр со словами, подвижных игр со словами, занимательный материал, направленный на развитие речи детей, например, театрализованная игра «Пальчики рассказывают сказки»
Работу по развитию речи детей в театрализованной деятельности педагоги строят в тесном контакте со всеми специалистами детского сада и родителями. Ежегодно коллектив детского сада участвует в муниципальных конкурсах экологических театров. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: при осуществлении НОД дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. Музыкальный руководитель подбирает музыкальные произведения, разучивает их, работает над постановкой танцев. Поэтому, опыт работы способствует ежегодному успешному участию воспитанников нашего детского сада в этих конкурсах. (Слайд 11)
Таким образом, развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка; развитие его коммуникативных способностей; психических процессов, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить.
Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие духовного мира детей (Слайд 11, (Слайд 12)