Приложение МААМ

Организация развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному воспитанию

светлана михайлова
Организация развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

В младшем возрасте зрительное восприятие является ведущим. Поэтому, организуя развивающую среду в группе необходимо это учитывать. Развивающая предметно- развивающая среда должна быть дополнена разнообразными элементами, пирамидками (разных размеров и цветов, плоскостными геометрическими фигурами, различными кубами, выполненные из разных материалов, игрушками с вырезными отверстиями разной формы, смонтирован развивающий сенсорный стол. В «Центр игры» необходимо внести кукол в платьях разных цветов, постельные принадлежности, посудку, накидки на стол и стульчики тоже разных цветов. В «Центр книги» поместить книги «Счет, форма, цвет», «Говорящие цвета». В физкультурный уголок внести пособия ярких, насыщенных цветов.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному воспитанию» размещена в разделах

Игры В. В. Воскобовича прекрасно вписываются в развивающую среду. Своим многофункциональным применением и красочным видом они постоянно привлекают внимание детей, побуждая их к игре.

Ценность игр заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процесс «думанья» под задачей. На первом этапе дети просто собирают фигуры, но потом из года в год будут рождаться целые дворцы, ракеты, стражники, космонавты, сочиняться целые истории.

Так как, в этом возрасте главным средством для овладения сенсорными эталонами является дидактическая игра, необходимо насыщение среды различными дидактическими играми. Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине.

Для называния цвета –игра «Назови какого цвета». В этой игре используются игрушки разных цветов, для называния детьми этих цветов. Начинать необходимо с основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Постепенно спектр цветов увеличивается.

Игра «Волшебное поле»- для закрепления цветов спектра. В ходе игры детям предлагаются карточки. (На первом этапе –четыре основных цвета, в дальнейшем спектр цветов увеличивается.).Перед детьми ставится макет поля с цветами, воспитатель в процессе игры вращает поле, дети поднимают карточку выпавшего цвета.

Для различения цвета – игра «Найди такой же». Игра используется для ориентировки детей в семи цветах спектра, нахождения по образцу, по просьбе взрослого. Педагог предлагает ребенку построить башню из кубиков. Он берет один кубик определенного цвета и предлагает ребенку найти такой же. Ребенок из множества кубиков должен найти и дать педагогу кубик заданного цвета.

Для восприятия объемных фигур- игра «Занимательная коробка». В игре используется коробка с отверстиями и набор объемных геометрических фигур. Дети подбирают фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

Для восприятия плоских геометрических фигур –игра «Разложи фигуры». В игре дети подбирают плоские геометрические фигуры по образцу. Дети раскладывают фигуры по своим домикам.

Игра «Найди свой домик» - упражнять детей в различении и назывании геометрических фигур. (по цвету, форме).Игра используется в разных частях группы, т. к домики с изображением фигур располагаются по всей группе. Игру можно использовать и в старшем возрасте. Усложняется игра за счет изменения геометрических фигур. В старшем возрасте это многоугольники (разные по цвету и форме).

Игра «Составь цветок»- учить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группировать их. Игра также усложняется для старшего возраста. В игре появляются многоугольники.

Игра «Домино фигур»-учить детей различать и узнавать геометрические фигуры, выбирать среди многих одну фигуру, называть ее.

Для называния размера – игра «Большой- маленький»- учить находить и называть большой, маленький предмет.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешек сочетается с действиями, которые выполняют все дети. Так, например, обыгрывая потешку «Сорока-белобока», детям предлагается подобрать ложку по цвету (красная тарелочка- красная ложка и т. д.). А обыгрывая потешку «Курочка-рябушечка», дети подбирают ведерко курочке по цвету и величине.

Очень хорошо использовать различные шнуровки, пристежки, вкладыши. Необходимо, чтобы таких игр в группе было достаточное количество.

В средней группе необходимо закреплять полученные знания и знакомить детей с новыми понятиями.

В средней группе задача обучения перцептивным действиям при помощи, как можно большего числа анализаторов. Главное средство для овладения сенсорными эталонами в средней группе- продуктивная деятельность.

Очень нравится детям игра «Радуга», где дети рисуют. Используя семь цветов спектра. В средней группе необходимо уделить большое внимание продуктивним видам деятельности для развития перцептивных действий.

В лепке - показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша, познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки, возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:

- опытным путём и в сотворчестве с педагогом осваивать пластические мате-риалы (месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т. д.);

- видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки);

синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук;

- создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней - и слегка видоизменять их - преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр - в пластину, создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, жучки, карандашик);

- пользоваться стекой для украшения вылепленных форм - процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек).

В рисовании - развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок - это плоскостное изображение объёмных предметов, и на этой основе учить детей:

- видеть след, оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и пони-мать, что это образ реального предмета;

- правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге;

- знать назначение красок и кисти, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать особенности («правила») пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски;

- видеть границы листа бумаги, страницы в книжке-раскраске и контуры силуэтного рисунка; рисовать и раскрашивать в пределах этих границ;

- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;

- рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы;

- сопровождать движения карандаша (кисти) словами ( например: Дождик, чаще - кап-кап-кап, Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ).

В аппликации - знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействии на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей:

- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т. д.);

- приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы,

- знакомить с ножницами как художественным инструментом.

Для восприятия детьми средней группы цвета хорошо использовать игры по цветоведению. Такие как:

«Основные, составные и дополнительные цвета»

Дидактическая игра «Воздушные шары»

Цель: закрепить знания основных и составных цветов; развитие мелкой мото-рики, воздушную струю.

Оборудование: нитки и воздушные шары красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего и фиолетового цветов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть воздушными шариками. Сначала надо надуть шарики и перевязать их ниточкой такого же цвета что и шарик. Дети по желанию выбирают шарик и подбирают нитку соответствую-щего цвета. После того как дети привязали ниточки к шарикам они называют цвет каждого. Далее можно детям предложить поиграть с воздушными шарами.

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Цель: закреплять знание цветов и их оттенков.

Оборудование: изображения домов различных цветов и оттенков по количеству детей, посередине окошко с нарисованной мышкой, квадраты таких же цветов и оттенков по размеру окна дома.

Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (предполагаемый цвет домов : сиреневый, лиловый, золотистый, серебряный, кирпичный, бардовый и пр.). Ребёнку предлагается изображение дома, ребёнок должен назвать цвет дома и подобрать соответствующее по цвету окно, чтобы спрятать мышку.

Дидактическая игра «Волшебные цвета»

Цель: закрепить знания основных и составных цветов.

Оборудование: круги основных цветов по количеству детей из цветной слюды.

Ход игры: воспитатель просит назвать цвет кругов, лежащих на столе. Затем воспитатель говорит, что круги волшебные и предлагает осуществить волшебство детям путём наложения одного цветного круга на другой. Приподняв круги и посмотрев на свет, дети называют полученный цвет. Воспитатель обращает внимание на то, что первая группа цветов является основной (красный, жёлтый, синий); вторая группа цветов получается при смешении основных цветов – они составные (оранжевый, фиолетовый, зелёный). В завершении игры воспитатель просит найти в окружающей обстановке предметы, окрашенные в основные и составные цвета.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной развивающей среды.Организация предметно-пространственной развивающей среды. Организация предметно-пространственной развивающей среды. В старшей логопедической группе "Речецветик" созданы условия для развития по всем.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Изобразительный и природный уголок – содержит ряд игр и пособий на развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному воспитанию
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 21:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем светлана михайлова (УИ 284961) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД