Юлия Соколова
Консультация «Организация психологического уголка в группе ДОУ»
В наше неспокойное время появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке.
Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, необходимо организовать психологические уголки. Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
Публикация «Консультация „Организация психологического уголка в группе ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Цель уголков : сохранение психологического здоровья воспитанников, что отвечает ФГОС ДО; создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе.
Зона для релаксации и саморегуляции:
Уголок для уединения. Уголок уединения призван решать задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету. Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади.
Мягкие подушки (в том числе, «Подушка-подружка») или мягкая мебель;
Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
Груша для битья, поролоновые подушки (кукла «Бо-бо»);
Мишени, дротики на липучках, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
Набор бумаги для разрывания;
«Коврик злости» - если они злишься, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
«Стаканчики для крика». Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
«Говорящие молоточки» - молоточки, издающие смешные звуки. Если ребенок сердится, он может «поругаться» с помощью такого молоточка;
«Ведерки для страхов». Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;
«Стул для размышлений» служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т. д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
«Стульчик доброты». На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
«Волшебный пластилинчик». Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
Емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами;
Шнуровка, ленточки, плетение кос;
Дидактическая игра «Собери бусы»;
Цветные клубочки пряжи разного размера. Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.
Массажные мячи -«ежики». Обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
«Мешочки настроений» - один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением (мешочек радости, веселого настроения, улыбок, другой – из темного материала, с изображением лица с плохим настроением; мешочки завязаны шнурками. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, плотно завязать, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. Благодаря такому центру детки в группе могут привести свое эмоциональное состояние в порядок.