Светлана Анатольевна Шмойлова
Организация проектной деятельности в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать +Заказ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 71 Кировского района Санкт-Петербурга
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Педагогический брифинг
«Организация проектной деятельности в ОУ
в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов, оптимизация образовательного процесса, формирование педагогических навыков по организации проектной деятельности.
Задачи:
Публикация «Организация проектной деятельности в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области организации проектной деятельности;
2) активизировать знания педагогов о методах, приёмах проектирования;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Ход педагогического брифинга
I. Введение:
Проектирование – это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.
Брифинг (ударение на первую «и») – это короткая пресс-конференция, целью которой часто является небольшое по времени, но важное по значимости заявление, иногда без последующих вопросов от журналистов, а иногда при минимальном их количестве.
Слово brief в переводе с английского, собственно, и означает «краткий», а в качестве глагола его можно перевести как «оповещать».
Брифинг — мероприятие, в ходе которого до присутствующих организатором доводится некая информация.
II. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения
исследовательские – полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
информационные (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»
По продолжительности они бывают:
краткосрочными (1-3 недели или несколько занятий);
среднесрочными (1-3 мес.);
долгосрочными (на учебный год).
III. Планирование работы по подготовке проекта
Н. А. Рыжова выделяет последовательность работы педагога над проектом, своеобразный алгоритм, который включает в себя следующие шаги:
1. педагог ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
2. вовлекает дошкольников в решение проблемы;
3. намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
4. совместно с детьми и родителями составляет план – схему проведения проекта;
5. собирает информацию, материал;
6. проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
7. даёт домашние задания родителям и детям;
8. поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. п.);
9. организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция КВН, составляет книгу, альбом совместно с детьми;
10. подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.
IV. Проведение брифинга
Педагогам предложено разделиться на две команды.
Каждая команда оценивает себя по схеме:
• Красный цвет – все отлично;
• Зеленый цвет – нужна помощь.
1. Рубрика «Продолжи фразу»
1. Долгосрочный проект -…
2. Краткосрочный проект -…
3. Среднесрочный проект - ….
4. Участниками проекта являются?.
5. Задачи проекта - …. (выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели).
6. Цель проекта - …. (модель желаемого конечного педагогического результата).
7. команды педагогов
8. Проект - ….(ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией).
9. Проблема - …. (социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта).
10. Критерий - … (признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки).
11. Показатели - … (наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты).
2. Рубрика «Алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе проектной деятельности»
1. Раскройте содержание предварительного этапа;
2. Раскройте содержание заключительного этапа.
3. Рубрика «Исправь ошибку»
– Вам предложены последовательно расположенные этапы проектной деятельности, необходимо указать ошибки в последовательности расположении:
1. определение целей деятельности;
2. изучение литературы, подготовка материала;
3. постановка проблемы, актуальность темы;
4. реализация проекта;
5. перспективное планирование;
6. анализ результатов и презентация.
– Вам предложена последовательно расположенные требования к структуре оформления проектной деятельности, необходимо указать ошибки в последовательном расположении:
1. участники проекта;
2. актуальность проблемы;
3. предполагаемые результаты;
4. цель и задачи проекта;
5. актуальность проблемы;
6. тип и вид проекта;
7. методы и формы работы над проектом.
4. Рубрика «Вопрос коллеге»
Командам предложено приготовить вопрос для команды соперников по теме педагогического совета: (домашняя заготовка)
5. Рубрика «Вопрос – ответ»
Задание для обеих команд, чья команда даст больше ответов на вопросы – наберёт больше баллов в этом конкурсе.
1. Что такое педагогическое проектирование?
• НОД;
• проектирование рабочей программы;
• вид педагогической деятельности;
2. Место эпиграфа в структуре проекта :
• в начале;
• середине;
• им можно закончить проект.
3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
• коллективный;
• исследовательский;
• долгосрочный.
4. К какому типу проектов можно отнести проект «Питание и здоровье»?
• игровой;
• творческий;
• исследовательский.
5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (основного) этапа?
• реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
• изучение литературы, анкетирование родителей;
• открытый показ деятельности по теме проекта.
6. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного этапа проекта?
• подведение итогов проекта;
• проведение развлечения или итогового мероприятия;
• выбор форм и методов проектной деятельности к каждому этапу проекта.
6. Блицтурнир «Виды проектов»
• Формы представления результатов творческого проекта?
• Формы работы, применяемые в исследовательском проекте?
• Формы представления результатов ролево-игрового проекта?
• Формы работы, применяемые в информационном проекте?
Литература:
1. Близнецова В. С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №9. С. 33-40.
2. Волкова М. С. Проект «Школа дошкольных наук» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №9. С. 6-9.
3. Зукау Е. Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ. Научно-практический журнал. 2009. №1. С. 96-98.
4. Кухлинская В. В. Проектный метод в организации сюжетно-ролевых игр // Управление ДОУ. Научно-практический журнал. 2009. №1. С. 52-62.
5. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. ООО: Издательство «Детство – Пресс».-2010.-78С.