Папки-передвижки

Организация проектной деятельности способствующей решению задач формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников (4 фото)

Елена Солонецкая
Организация проектной деятельности способствующей решению задач формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проект для детей подготовительной логопедической группы

«Организация проектной деятельности способствующей решению задач формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников».

Организация проектной деятельности способствующей решению задач формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников

Подготовила: воспитатель

Солонецкая Елена Александровна

Фото №1 Проект для детей подготовительной логопедической группы Организация проектной деятельности способствующей решению задач формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников

П. Буранный 2023 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название: «Организация проектной деятельности способствующей решению задач формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников».

МДОУ ЦРР «Детский сад «Колосок» п. Буранный

Организатор: Солонецкая Елена Александровна.

Вид проекта: Познавательный, открытый, коллективный

Тип проекта: Информационно – практико - ориентированный.

Проект направлен на формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта:

• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

• Совершенствовать коммуникативные качества детей;

• Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

• Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

• Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность

Срок реализации проекта: декабрь 2023г. - февраль 2024г.

Предполагаемый результаты:

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, воспитатели, родители воспитанников.

Трансляция проекта: районный округ.

Продукты проекта

Создание макета «Банкомат Сбербанка»

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;

Альбомы «Деньги разных стран»

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций.

Фото №2 Подготовила воспитатель Солонецкая Елена Александровна

Актуаль ность проекта

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста –сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на

рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Именно в этом заключается педагогическая целесообразность данного проекта.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта:

формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО.

Задачи проекта:

• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

• Совершенствовать коммуникативные качества детей;

• Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

• Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

• Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

В основу проекта положены следующие принципы:

• от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

• принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

• принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

• реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный;

2. Практический;

3. Заключительный.

Ресурсное обеспечение проекта:

программно-методическое обеспечение;

развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

взаимодействие всех участников педагогического процесса;

система взаимодействия с родителями.

Факторы, способствующие реализации проекта:

необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;

наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;

специально оборудованная развивающая среда в группе.

Ожидаемые результаты:

• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

• Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

• Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Возраст детей

В реализации проекта участвуют дети подготовительной группы, возраст 6-7 лет.

Продолжительность проекта:

Продолжительность проекта составляет 2 месяца.

Методы реализации проекта:

• игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

• словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

• наглядные (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

• практические (исследование, моделирование и др.)

Формы проведения:

- групповые занятия

- индивидуальная работа

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

План реализации основных этапов проекта.

1этап – подготовительный: срок – декабрь 2023 год.

- изучение методической литературы;

- сбор материала необходимого для реализации цели проекта;

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту ;

- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – основной, практический : январь 2024 г. – февраль2024г.

- Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми;

- использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

- чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – завершающий: февраль 2024г.

Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление мини-музея «Чудо-копилка»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Альбом «Деньги разных стран»; Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Золотая антилопа», «Буратино», «Уроки тётушки Совы».

5. Сюжетные картины «В банке» «Магазин»

6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Банк», «Магазин»

Перспективное планирование реализации проекта

«Азбука финансовой грамотности» с детьми.

Форма работы Задачи Сроки

НОД «Что такое потребности? Потребности семьи» Формировать первоначальные представления о потребностях человека. январь2024г

Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы»

Д/и «Хочу-надо» Познакомить с многообразием потребностей человека, научить определять разницу между «хочу» и «надо». январь2024г

НОД «Путешествие в страну профессий» Расширить представления о труде взрослых; познакомить с многообразием профессий; способствовать воспитанию уважения к результату труда взрослых. январь2024г

Дидактические игры «Профессии», «Кому что надо для работы?» Расширять знание о мире профессий, закрепить знания о том, что нужно человеку определённой профессии для работы. январь2024г

Чтение Чтение художественной литературы Познакомить детей со стихотворением Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» январь2024г

Беседа «Что такое товар? Обмен и покупка товаров» Познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «реклама». Объяснить, от чего зависит цена товара. Воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека и к нему нужно относиться бережно. январь2024г

НОД «Семейный бюджет и расходы семьи» Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Расширять представление детей о том, как

складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. январь2024г

Театрализация сказки Муха-Цокотуха

Закрепили знания о понятиях «доход», «расход», «деньги»

побеседовали с детьми о роли денег в жизни людей,

Январь 2024 г

Квест-игра

«Как лисица зайчишку обманула».

Знакомство детей с понятиями зарплата, бюджет, доходы, расходы, банк, деньги, мошенничество. Дети учатся работать в команде и индивидуально. Сопереживать, искать решение, думать. Февраль 2024г

Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы»(1 серия) Закрепить знания детей о возникновении денег; познакомить с тем, какие бывают деньги (монеты, купюры, познакомить с деньгами разных стран. Февраль 2024г

Раскрашивание

раскрасок по

финансовой

грамотности Содействие финансовому просвещению и

воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство (раскрашивание раскрасок) Февраль 2024г

Квест-игра «Как лисица зайчишку обманула» Воспитывать чувство сопереживания, учить заступаться за слабых, бороться с несправедливостью; познакомить детей с новыми понятиями, наглядно показать, как ими пользоваться на практике; познакомить детей с обязательными и необязательными семейными тратами; воспитывать у дошкольников чувство нематериальной ценности;

сформировать навыки командной работы; Февраль 2024г

Занятие-беседа на тему «Поход в Сбербанк»

И показ презентации Дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка. Дети познакомились с новыми словами, (банк, банкомат, банковская карта, кредит, и т д. Февраль 2024 г

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Расширить знания о работниках магазина (продавец-кассир) закрепили правила поведения в магазине –обогащали словарный запас детей: продавец, покупатель, товар, цена, касса, деньги, витрина, упаковки, и т. д. закреплять знания детей о последовательности процесса покупки товара, предоставить возможность практически осуществлять процесс купли-продажи.

Февраль

2024 г

Конспект занятия по ФЭМП и финансовой грамотности «Путешествие в страну экономики»

Закрепить знания детей о понятиях – экономика, семейный бюджет, доход, расход, деньги, купюра, банкнота, монета.

Формировать разумное отношение к расходованию денег, воспитывать представления об экономности, бережливости. Февраль

2024 г

Создание Мини-музея «Чудо-копилка» Мини – музей формирует представления о копилках, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми четкого представления об истории копилок. Февраль

2024 г

Перспективное планирование реализации проекта

«Организация проектной деятельности способствующей решению задач формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников».

Эффективная педагогическая деятельность ОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс

активно включаются родители. Перед родителями поставлена задача -помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Проект предполагает беседы с родителями, ознакомление с консультациями, подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

Цель:

повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

- познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его

возможностями;

- расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Формы работы с родителями:

1. Встречи с родителями, беседы.

2. Оформление информационных стендов, памяток.

3. Консультации для родителей.

п/п Содержание работы Сроки

1. Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»

Январь 2024 г

2. Консультация для родителей «Финансовая грамотность

детей. Дайте ребенку знания о деньгах».

Февраль 2024 г

3. Консультация для родителей «7 причин завести копилку»

Февраль 2024 г

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

4. Осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

5. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

6. Следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Вывод:

В итоге реализации проекта дети подготовительной логопедической группы смогут:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,

универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр., которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

Фото №3 ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название Организация проектной деятельности способствующей решению задач формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников
Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Игровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДООИгровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДОО Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережного отношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация проектной деятельности способствующей решению задач формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 19:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация проектной деятельности способствующей решению задач формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Солонецкая (УИ 701858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД