Наталия Киселёва
Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, уверенное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами – педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного - воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой – то проблемы, но и процесс её раскрытия, решения, что включает чёткое планирование действий: составление паспорта проекта и разработка основных этапов проекта.
Первый этап – подготовительный (с чего начнем): постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
Второй этап – основной (как будет двигаться): поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (определение поисковой и исследовательской деятельности).
Третий этап – обобщающий (ожидаемые достижения): обобщение результатов работы в самой различной форме.
Решая различные познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико – ориентированных проектов.
Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что те педагоги, которые активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера, в старшем – переходит к сотрудничеству.
При организации своей работы проектной деятельности я опиралась на: теоретические и практические исследования педагогов - Л. С. Киселевой, Т. А. Данилиной, М. П. Зуйковой, Т. С. Лагода, О. С. Евдокимовой, В. Н. Журавлевой, Т. Г. Казаковой; литературу Л. В. Михайлова — Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада»; Виноградова Н. А., Панкова Е. П. «Образовательные проекты в детском саду»; Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»;
Киселева Л. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»; Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» и т. д.
Мною был проведен мониторинг знаний, умений и навыков детей по темам проектов, где я выясняла уровень знаний дошкольников. В процессе работы над темой данного опыта я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников: наблюдение, игровые задания и упражнения, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов. Например: «Выбери нужное», «Похожи - не похожи», «Кто, где живет?», «Цепочка», «Четвертый лишний».
Выяснилось, что лишь 17% группы детей имели высокий уровень знаний по теме, а средний лишь 46%. Мною было решено, что необходимо в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний детей. Так возникла идея создания проектов: «Выращивание цветов», «Посадили мы лучок», «Космос», «Земля наш общий дом», «Спасем Землю от мусора», «Что мы знаем о воде?» и т. д.
По данной теме с детьми я проработала 2 года, и, накопив достаточно материала, решила обобщить опыт своей работы, который, я думаю, может помочь педагогам в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста.
На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом. Наблюдали за растениями, за насекомыми, за птицами, за сезонными изменениями в природе. Проводила с детьми опыты: «Свойства воды», «Росток», «Свойства воздуха», «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу» и т. д.
Для более полного усвоения материала мною были подобраны дидактические игры, подвижные игры, при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников. Например: «Отгадай!», «Собери цветок», п/и «Ветерок и цветы», «Я садовником родился», народная игра «Первоцвет» и т. д.
В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, мастер-класс, которые подводили итог нашей совместной деятельности. Например: физкультурно – оздоровительный проект завершился «Неделей здоровья», театральный проект показом спектаклей, в проекте «Хорошая книга – лучший друг», мной был показан мастер – класс по изготовлении «Книжки – малышки».
Интересно проработан проект по выращиванию овощей. С приходом весны с детьми сеяли семена цветов и овощей, и возник вопрос «если посадить морковку и свеклу не семечками, а срезанными верхушками – вырастет овощ или нет?». Результаты наблюдений фиксировали в альбоме, позже была организована выставка необычных овощей и фруктов «Осенние фантазии».
В рамках календарно – тематического планирования был проведен проект по теме «Хорошая книга – лучший друг», где итоговым продуктом стали книжки – малышки, изготовленные руками старших дошкольников, которые они подарили детям первой младшей группы. Так же проведена акция для родителей «Подари книгу детям», за счет чего была пополнена групповая библиотека.
В прошлом году я работала с ребятами подготовительной к школе группе, и конечно же основной задачей в работе с детьми этого возраста является формирование мотивационной готовности к школе. Поэтому был запущен долгосрочный проект под названием «Скоро в школу мы пойдем!», где важно было сформировать черты личности будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации в школе. В ходе проекта проводила ряд интересных мероприятий: праздник «День знаний», экскурсии в школу, дети побывали в спортивном зале, посетили школьную библиотеку, посидели за настоящими партами. Рекомендовала родителям рассказать детям о своей школьной жизни, показать школьные принадлежности, у кого сохранились. Попросила родителей принести школьные альбомы. Результатом проекта была детско – родительская встреча «Я готов учиться в школе!
Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей. А так как наши проекты были, в основном, экологического содержания, то я решила расширить познавательные интересы детей, познакомив их с исследовательской деятельностью, которая помогла бы им выявить взаимосвязи, существующие в природе. Именно сознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребенку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе, при взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания. Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформили и оборудовали «уголок экспериментирования».
Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Родители с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов. Вместе с детьми и родителями была проведена экологическая акция «Спасем Землю от мусора», «Покормите птиц зимой», «Час земли», проведены выставки рисунков и поделок «Берегите первоцвет», «Эти прекрасные животные», создан фотоальбом «И это все о космонавтах». Они принимали участие в изготовлении плакатов: «Правила дорожного движения», «Планета наш общий дом»; поделок «Смастерили вместе с папой», «У моей мамы руки золотые»; кормушек для птиц; коллажей «Берегите природу», выпуске газет «Витамины круглый год», которые использовались для оформления различных тематических выставок в дошкольном учреждении. С их помощью мы приобрели познавательную литературу для детей.
После окончания работы над проектами уровень освоения детьми материала вырос: высокий 63%, средний 37 %, так как увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с низким уровнем освоения материала не выявлен.
Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
В перспективе я планирую продолжить работу в данном направлении.
Опираясь на всё вышесказанное, я считаю проектный метод – это вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребенка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказать и обосновать своё мнение.