Наталья Бедова
Организация предметно-развевающей среды в ДОУ «Центр развития мелкой моторики» в соответствии ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развевающей среды в ДОУ в соответствии ФГОС
«Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее»
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды.
Публикация «Организация предметно-развевающей среды в ДОУ „Центр развития мелкой моторики“ в соответствии ФГОС» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки.
Слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми. Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
В МОУ лицей ДО «Колокольчик», в соответствии с ФГОС, в работе с детьми дошкольного возраста уделяется особое внимание развитию мелкой моторики для преодоления отставания детей в речевом развитии. В каждой группе младшего дошкольного возраста оборудованы «Центры развития мелкой моторики».
Цель данного центра : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через игры и упражнения со специальными игровыми пособиями.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Шнуровки, баночки с сыпучими материалами, с водой, вкладыши, застежки - эти игры помогают не только развить мелкую моторику, но и развить усидчивость, глазомер у детей. В процессе игр совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук, развивают логическое мышление ребенка.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками оказывают прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие. Детям предлагается сортировать предметы, катать между большим и указательным пальцем орехи, камешки и др., угадывать с закрытыми глазами предметы на ощупь, нанизывать пуговицы, бусы, макароны, сушки, перекатывать разные предметы по столу.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников – мы развиваем и языковой аппарат.
Дошкольники часто не любят застегивать пуговицы или шнуровать обувь. Это свидетельствует о том, что у малыша недостаточно развита мелкая моторика. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься с ним нужно обязательно и ежедневно.
Упражнения для развития мелкой моторики приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.
Игры с семенами благоприятно влияют на укрепление и развитие мелкой моторики, координацию движения рук ребенка; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания, вызывать желание и интерес у ребенка играть с мелкими предметами, воспитывать усидчивость, аккуратность.
В работе с детьми используются несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» активно используется для развития мелкой моторики рук. Работа с комплектом создает благоприятные условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно исследовательской деятельности.
Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к рисованию, лепке, конструированию, письму. Ведь своевременное формирование мелкой моторики детей - залог успешного развития речи и готовности к обучению в школе.
В работе с детьми в МДОУ №43 «Колокольчик»,используются разнообразные методы и приёмы, позволяющие сделать образовательную учебную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.
В коридорах детского сада, в свободном доступе были развешаны бизиборды, которые активно привлекают внимание детей. Бизиборд — это развивающая доска для ребенка, которая помогает развивать мелкую моторику и познавать окружающий мир и различные материалы, доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового.
В процессе всей воспитательно – образовательной работы с детьми успешно используются следующие технологии:
пальчиковые игры;
трафареты, обводки по точкам;
штриховка карандашами;
игры с использованием нетрадиционного – бросового материала (бусинки, прищепки, пуговицы, шнурки);
развивающие игры (мозаика, пирамидки, пазлы);
нетрадиционные техники рисования;
инновационные методы работы с бумагой (квиллинг, бумагокручение)
лепка из соленого теста и т. д.
Целью нашей работы является развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно – пространственной координации, активизацию познавательной и речемыслительной деятельности.
Для того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной в нашем детском саду, мы следуем ряду требований:
• работа должна быть систематичной и постоянной;
• соответствовать возрастным требованием;
• соответствовать уровню общего моторного психического развития ребенка;
• должна приносить радость.
Василий Александрович Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем успешнее усваивается образовательный процесс, и тем он умнее.